Электропневматический привод механических коробок передач (ЭПП)
Коробки переключения передач могут комплектоваться электропневматическим приводом (ЭПП), который предназначен для дистанционного переключения передач КПП. Трансмиссия с электропневматическим приводом отличается удобством управления и отличными потребительскими характеристиками.
ЭПП пригоден для эксплуатации при температуре окружающей среды от -40 °С до +40 °С.
Электрическое питание ЭПП осуществляется от бортовой сети автотранспортного средства (АТС):
- номинальное напряжение - 24 В
- рабочее напряжение - 20...28 В
Пневматическое питание ЭПП осуществляется от бортовой пневмосистемы АТС:
- номинальное давление воздуха - 0,7 Мпа (7 атм)
- рабочее давление воздуха - 0,6...0,8 Мпа (6...8 атм).
Принцип работы ЭПП
При выключении сцепления происходит размыкание сцепления и срабатывание датчика состояния сцепления, контакты которого при этом размыкаются. Сигнал о размыкании контактов датчика поступает на блок управления, о чем говорит загорание индикатора состояния сцепления на блоке индикации. БУ в соответствии с состояниями концевых выключателей рычаг управления коробкой передач (РУКП) подает напряжение на электропневмоклапаны (ЭПК). При соответствующих положениях РУКП ЭПК подают воздух в соответствующие пневмоцилиндры исполнительного механизма КП, а также в пневмоцилиндр механизма блокировки (при включении 2,3,4 и 5 передач). Воздух к ЭПК поступает от бортовой сети АТС через кран разобщительный, фильтр магистральный и регулятор давления. Информация о состоянии включенных передач поступает от датчиков БИ. При включении сцепления (замыкании) контакты датчика замыкаются, и БУ снимает напряжение с ЭПК.
Конструкция ЭПП предусматривает 4 режима работы:
Основной режим
В основном режиме работы индикация включенных передач на БИ осуществляется в цифровом виде (передачи для движения вперед – цифры 1, 2 и т.д., нейтраль – символ Н, передача заднего хода – символ R).
Режим альтернативной индикации
В режиме альтернативной индикации на БИ вместо номера включенной передачи выводится состояние датчиков ИМКП в виде комбинации индикаторов.
Режим диагностики
Режим диагностики позволяет узнать, какие неисправности возникали при работе ЭПП, а также провести некоторые принудительные тесты элементов ЭПП. Кроме этого режим диагностики позволяет при необходимости изменить код модели коробки передач.
Резервный режим
Резервный режим предназначен для работы ЭПП при выходе из строя БУ. Использовать этот режим можно непродолжительное время только для того, чтобы доехать до места стоянки или ремонта.
В состав ЭПП входят следующие основные узлы:
Исполнительный механизм коробки передач
ИМКП предназначен для включения пяти передач для движения вперед, передачи заднего хода (R) и нейтрали.
ИМКП устанавливается на верхнюю крышку коробки передач вместо штатной опоры рычага переключения передач (см. рис. 3а, 3б и 3в).
Рычаг управления коробкой передач
РУКП предназначен для формирования команд на включение передач в КП и имеет положение нейтрали и 6 фиксированных положений включенной передачи.
Блок управления
БУ предназначен для обработки сигналов от выключателей РУКП, датчиков состояния сцепления и ИМКП; формирования управляющих сигналов на ЭПК; формирования сигналов на БИ для вывода информации о состояниях коробки передач и сцепления, а также для вывода информации в режиме диагностики.
Блок индикации
БИ предназначен для вывода информации водителю о состоянии КП и сцепления, а также для вывода информации в режиме диагностики.
Датчик состояния сцепления
Датчик состояния сцепления предназначен для определения состояния сцепления – "включено/ выключено".
Механизм блокировки
МБ предназначен для предотвращения случайного включения передачи заднего хода при возникновении каких-либо отказов ЭПП.
Блок клапанов и соединителей с элементами подвода воздуха
БКС предназначен для управления подачей воздуха в пневмоцилиндры ИМКП и МБ по командам БУ и для защиты электрических разъемов от воздействия внешней среды. Элементы подвода воздуха обеспечивают подключение к бортовой пневмосистеме АТС и подготовку воздуха (очистку и понижение давления) для подачи в пневмоцилиндры.
ЭПП КПП с одним постом управления
ЭПП КПП с двумя постами управления