Важно
Подпишись на телеграм ген директора ПСМ Андрея Медведева
Телеграм ген директора ПСМ Андрея Медведева
Главные события от первого лица
Переходи на канал
Меню

Газуем на Восток!

18.12.2023

ТОП-5 газовых двигателей Китая

В 2023 году на российском рынке газовой генерации окончательно укрепилась проблема поставки двигателей европейского производства. Покупка газовых двигателей и запчастей к ним по прямым контрактам с компаниями Европы стала невозможной. Но на Востоке нашлись альтернативные решения.

За последние два года компания ПСМ наладила производство газопоршневых электростанций на базе китайских двигателей.

ТОП-5 заводов, продукции которых мы доверяем:

  • Weichai
  • Jichai (CNPC)
  • Yuchai
  • Liyu Gas Power
  • VMAN

Делимся с вами опытом и перспективами сотрудничества.

Из Telegram-канала ПСМ-Медведь

«В очередной раз убеждаюсь, каким огромным прорывом для китайцев стала покупка французского Baudouin. Они по сути купили уже готовый европейский современный дизельный двигатель семейств М26 и М33, который сейчас 100% конкурентен с мировыми лидерами. Освоили его серийное производство в Китае, что когда-то не получилось у европейцев.»

Проверено ПСМ

Подводя промежуточные итоги, мы фиксируем 24 реализованных проекта станций на базе китайских двигателей. Суммарная мощность оборудования — свыше 17 МВт. Сегодня мы можем с уверенностью оценивать возможности, преимущества и недостатки производителей Китая.

Все заводы из ТОП-5 ПСМ мы посетили лично.

Почему мы поехали изучать производство вживую:

  1. Выбор. Мы стратегически не ограничиваем клиента в выборе бренда двигателя. Решили лично увидеть, какие достойные альтернативные решения предлагает рынок Китая сегодня.
  2. Мощность. В 2022 году мы плотно развивали производство газовых станций на двигателях Baudouin производства Weichai. Эта линейка ограничена максимальной мощностью 1500 кВт. Необходимо было найти поставщиков двигателей большей мощности.
  3. Конкуренция. Weichai заняли значимую долю российского рынка газовой генерации за 2022-23 годы, не сталкиваясь с сильной конкуренцией. В интересах клиентов ПСМ наличие конкуренции среди китайских производителей, и ПСМ помогает ей развиться. Только так можно сохранить качество продукции и обслуживания на высоком уровне.
  4. Профессионализм. Мы не доверяем обзорам специалистов, не видевших продукт лично. ПСМ за экспертный подход, мы составляем собственное мнение о работе оборудования.

Weichai

В 2022 году мы сделали ставку на двигатели Baudouin компании Weichai. Причина выбора проста — территориальная близость представительства Weichai к одному из заводов ПСМ. Принимать решение нужно было быстро, и мы сделали выбор в пользу производителя, в котором были наиболее уверены на тот момент. У Weichai были налажены сборка, сервис и логистика в России. Сборочное производство — «Волжские индустриальные двигатели» (ВИД) — находится в городе Тутаеве Ярославской области. Компания ПСМ стала официальным OEM-партнером бренда Baudouin.

Французский бренд Moteus Baudouin в 2009 году стал частью китайской корпорации Weichai Power Company Ltd, для которой это стало огромным прорывом. В Китае налажено серийное производство двигателей семейств M26 и М33, чего не удалось сделать европейцам.

До 2009 года под брендом Baudouin выпускали только дизельные двигатели. Производство газовых машин — это полностью опыт Китая. Практика показала, что первые модификации M26 были не самыми удачными. Однако Weichai проанализировали ошибки и глубоко проработали серию M33. Сегодня Baudouin M33 — единственный газовый промышленный двигатель, собираемый на конвейере сотнями штук.

В диапазоне мощности от 500 до 1000 кВт газовые двигатели Baudouin — это самое проверенное и доступное решение, предлагаемое Китаем. Машины мощностью 1500 кВт — это новая линейка 12M55. На данный момент она находится в разработке. Также Weichai планируют запустить производство 20M55 на 2800 кВт. Сборку этих новых серий обеспечивает отдельный завод. Посетив его, мы были впечатлены организацией постовой сборки и технологичностью литейного цеха.

Weichai

Газовый двигатель Baudouin на 1 МВт. Вся электроника — Altronic или Woodward

Jichai

Jichai — часть холдинга CNPC (China National Petroleum Corporation). Это старейший производитель газовых двигателей в Китае.

Основное преимущество бренда Jichai — богатейший опыт эксплуатации машин. Есть четкое понимание, как в тех или иных условиях может повести себя оборудование. Но у этого преимущества есть оборотная сторона: конструкция двигателей не вполне отвечает современным стандартам. Организацию производства на заводах и подход к ведению бизнеса в целом можно назвать устаревшими.

Из-за принадлежности к холдингу деятельность Jichai больше нацелена на потребности CNPC, чем на внешний рынок или даже на внутренний рынок Китая. В России есть реализованные проекты с двигателями на 2000 и 4000 кВт. Серийное производство машин такой мощности сейчас налажено только у Jichai. Для нас стало большой неожиданностью, что у Jichai не опыта эксплуатации на попутном нефтяном газе.

Jichai

На складе готовой продукции Jichai

Yuchai

Yuchai — самый молодой представитель Китая на рынке газовых двигателей. Машины Yuchai на газе пока не очень известны, в том числе на внутреннем рынке Китая. Однако планы по развитию новой линейки продукции у компании грандиозные.

На текущий момент Yuchai выпускают низкооборотистые (1500 об/мин) машины 500, 800, 1000 и 1500 кВт. Установки отличаются большим размером. Есть проект двигателя на 2000 кВт. В будущем компания планирует расширить линейку двигателей, добавив больше вариантов мощностей. Производство выглядит очень перспективно. Но пока оборудование Yuchai, по сравнению с конкурентами, изучено слабо.

Yuchai

Газовая электростанция Yuchai мощностью 1 МВт

Liyu Gas Power

На заводах Liyu Gas Power в Китае производили пакетирование и ремонт европейских брендов двигателей. На протяжении 10 лет компания была дистрибьютером машин Jenbacher, затем — дистрибьютером MWM.

Несколько лет назад Liyu Gas Power создали двигатель собственного производства мощностью 1000 кВт. Далее разработали модели 1500 и 2000 кВт. Заявлен высокий КПД двигателей. На заводе мы увидели машины современной и технологичной конструкции.

В целом компания Liyu Gas Power выглядит продвинутой, отличается активным менеджментом, и, в отличие от конкурентов, это единственное частное предприятие.

Мы выделили два существенных недостатка. Во-первых, на заводе фактически нет производства. На сборочную площадку поставляются, так называемые, лонгблоки: блок цилиндров с собранными коленвалом и распредвалом. Нам удалось увидеть только досборку агрегатов и несколько станков, на которых дорабатывают головки цилиндров.

Во-вторых, у компании мало заказов. Новых машин на площадке очень мало. В основном мы видели бывшее в эксплуатации оборудование, привезенное для ремонта. Порядка 10 таких машин размещены российскими компаниями.

Liyu Gas Power

Первый двигатель Liyu Gas Power мощностью 4 МВт

VMAN

Единственный завод из пяти, который ПСМ пока не удалось посетить лично. Но этого производителя мы также видим перспективным, поэтому уже провели переговоры о визите на завод VMAN в следующем году.

Компания VMAN Engine предлагает два бренда газовых двигателей:

  • VMAN мощностью от 200 до 500 кВт
  • HND мощностью 1000, 1500 и 2000 кВт

Производство машин на газе компания начала в 2005 году, основываясь на технологии производства двигателей MWM.

VMAN

Газопоршневая установка VMAN-HND

Доверяй, но проверяй

Одно из ключевых правил, которое мы определили, взаимодействуя с новыми партнерами: «Доверяй, но проверяй». Вводя в производство станций новые двигатели, нужно быть внимательными и проверять технические характеристики агрегатов.

ПСМ — единственная компания в России, которая серийно испытывает все газовые станции в заводских условиях. Испытания по умолчанию заложены в стоимость оборудования.

Практика испытаний дает наиболее точное понимание тонкостей новых двигателей Китая, позволяет выявлять и исправлять проблемы настройки, прошивки или отклонения фактических характеристик заявленным.

ПСМ Прайм

Испытания ГПУ с двигателем Baudouin мощностью 1 МВт на заводе ПСМ Прайм

Канал ПСМ-Медведь.Главные события от первого лица.

Еще больше экспертных обзоров — в Telegram-канале генерального директора ПСМ Андрея Медведева. Подписаться

Все статьи

Главные события от первого лица
Андрей Медведев
#БИЗНЕС РАЗВИВАЕМ МАШИНОСТРОЕНИЕ И ДЕЛАЕМ ЭТО КРАСИВО На этой неделе у нас на заводе Красный Бор (КБ) состоялась встреча с дизайнером, техдирекцией и маркетингом. Мы обсуждали масштабный проект реновации данной производственной площадки. С КБ в 2005 году начинался бизнес ПСМ. На базе старых убитых коровников когда-то нашим партнером был открыт первый сборочный цех. Правда он потом перестал им заниматься, и деньги в него вкладывались только наши, но это отдельная история. В 2014 году она уже была выкуплена в собственность. В 2022 году сюда приезжала большая правительственная делегация во главе с премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным. Как мы прикалывались здесь состоялась первая в истории встреча премьера и губернатора на крыше коровника (хотя визуально это выглядело как офисное здание). На фоне нашего нового завода ПСМ Прайм старая площадка ПСМ КБ смотрится несовременно и устравше (хотя внутри цехов все крайне чисто, организованно и т.д.). Кроме того, мы планируем уже в этом году здесь строить новый большой корпус для производства крупных блочно-насосных станций БНС и хотели бы, чтобы вся площадка выглядела, как говорится, стильно, модно, молодежно. Опыт уже подсказывает, что построить с нуля «в чистом поле» намного проще, чем перестраивать старые коровники. Но завод есть, в него было вложено куча денег и на нем производится много продукции (приводы, насосное оборудование, большое электрощитовое производство, нагрузочные модули и много чего ещё), поэтому совсем отказываться от него глупо. Проблема в том, что все 3 корпуса совершенно разные, из разных материалов, все они перестаривались, достраивались сбоку, сверху, снизу и т.д. На территории куча будок, навесов, хранилище топлива, котельная и др. Мы как раз выезжали на место, чтобы решить со всем этим добром, что в итоге делать (что реконструировать, а что проще снести). Мы уже разработали единую концепцию всей площадки и рабочую документацию на один из корпусов. В этом году уже начинаем стройку - сделаем из тыквы карету. Кроме того, планируем в 2024 году здесь увеличение площади современных офисных помещений почти в 3 раза. Обязательно планируем на нашем машиностроительном форуме в сентябре осветить тему промышленной эстетики и нашего подхода к производственному бизнесу, где все должно быть максимально красиво.
Андрей Медведев 15.06.2024 13:11:35
#ЖИЗНЬ ПРОДУКТИВНОСТЬ Сегодня в одном канале попалось интервью Безоса. Его спрашивают про секреты продуктивности, и он говорит интересные вещи (правда, здесь несколько фрагмент вырвал из контекста). Вот у меня примерно также. Я, конечно, встаю не за 2 часа, а максимум за час до выхода из дома. Но у меня такая же фигня: утром надо потупить до выхода из дома. Посмотри на меня в этот момент и можно решить, что я «муфлон» (вялый безинициативный сотрудник в терминологии ПСМ). Ещё может быть такой прикол, что у меня через 5-10 минут начинается первое совещание, а я решил потанцевать дома под Алису. А потом уже 14 совещаний или по 6-7 переговоров за день. Причем на 90 % процентов все по расписанию и плану и без пауз.
Андрей Медведев 10.06.2024 22:32:32
#БИЗНЕС КАДРЫ Из каждого утюга сейчас обсуждается ситуация с кадрами. Вице-премьер Чернышенко сказал, что буквально через 5 лет экономике будет не хватать 2.5 млн. человек. Не хватает всех: сварщиков, курьеров, полицейских и т.д. Все по разному пытаются решить вопрос кадрового голода. Вот некоторые мои заметки по этому поводу: 1 Самый распространенный и, наверное, в краткосрочной перспективе самый эффективный способ - это просто перекупать деньгами сотрудников из других компаний. Недавно один из коллег руководителей пром. предприятия в Ярославле активно возмущался этому. 2 На прошлой неделе читал, что АвтоВАЗ берет на работу несколько сотен заключенных. Сразу вспомнил встречу в Тутаеве с начальником СИЗО, где и нам предлагали подобный кадровый резерв. Но мы пока так и не пересмотрели свои взгляды не только на заключенных, но и на судимых. 3 Релокация из других регионов. Для руководителей, продажников и других вакансий - действенный действенный способ. Проблема в том, что в России, в отличие, например, от Америки, люди мало мобильны. Очень часто люди живут на одном месте всю жизнь (я как пример ????). В ПСМ основная проблема с семьями сотрудников. Уже ни один сотрудник приехал, а семья нет, и в итоге сотрудник вынужден был вернуться в родной город. 4 В этом году мы взяли порядка 3х человек, которые только что закончили ВУЗы. Степень готовности сотрудников совершенно разная: кто-то пришел и сразу стал делать серьезное дело, а кто-то даже не представляет что-то такое работа в офисе и общение с коллегами. 5 Мы даже рассматривали вопрос организации миграции тех же кыргызов, но у нас не стройка и высококвалифицированных сотрудников найти в этом сегменте скорее невозможно. 6 Тот же Чернышенко сказал, как и многие другие, что будущее за ИИ, и я тоже с этим согласен. Но честно, пока не очень понимаю, как мы на деле сможем им заменить людей. Отдельно много изучаем роботизацию той же сварки, но пока готовых решений с машинным зрением (с учетом того, что у нас позаказное производство по-другому никак) мы так и не нашли. 7 Очень ценный инструмент - это человекоцентричность компании. У тебя же задача не только привлечь людей, но потом их ещё и удержать. И это не модное слово или просто тренд, но и идеология собственников и менеджмента (об этом напишу отдельно). Но при этом сейчас не те времена, чтобы этим заменить пункт 1. Несмотря на непростую ситуацию с кадрами, у нас планы по развитию бизнеса масштабные и без обеспечения себя человеческим активом (с точки зрения пункта 7 это более верное слово, чем ресурс). В этом году план взять 200 сотрудников в штат остается. И с некоторым отставанием, но мы продолжаем идти по плану. Наша важнейшая задача - не снижать требования при массовом наборе, в первую очередь личностные (профессионально готовы научить уже у нас).
Андрей Медведев 09.06.2024 00:16:48
#БИЗНЕС ПЕРВЫЙ РАЗ Когда я учился на третьем курсе, я получил первый опыт продажника. Я пошел работать в известную местную компанию Яроблтур на проект по продаже рекламных окон в бумажной карте Ярославля (в 1999 году еще и речи не было по Яндекс.Карты). Я на запомнил несколько знаковых моментов из этого опыта: 1 Я ненавидел холодный обзвон клиентов, которым мне приходилось заниматься больше всего. Но при этом я преодолевал страх и стеснение, садился и обзванивал сотни телефонов. 50 % - просто говорили не интересно, 40 % - грубо меня посылали на 3 буквы, 9 % - ради вежливости соглашались почитать мою макулатуру и только 1 % реально были готовы на встречу с ЛПР. Кстати, звонить незнакомым людям я ненавижу до сих пор и делаю это в исключительных случаях (к счастью, сейчас есть мессенджеры). 2 Мне удалось одному холдингу (реально скорее местной ОПГ, вдруг занявшейся бизнесом) продать 6 окон под все их заводы, компании и магазины. Тогда общаться с их директором для меня было примерно тоже, если бы я сейчас встретился с Илоном Маском. 3 Один из главных опытов я получил в жизни, когда я не дождался бухгалтерию и сам сделал ТОРГи и счет-фактуры моему главном клиенту и сам накалякал за всех подписантов. Директор долго учил меня жизни, орал и угрожал расправой, но потом понял, что это всё из-за отсутствия опыта и желания им же помочь и сделать доки быстрее. 4 Наша компания жестко накосячила при печати карты. Где-то логотип поставила не на то место, кому-то в данных ошиблись. Мне же приходилось все это выслушивать, а потом разруливать с клиентами. Мне искренне было стыдно перед ними и многое удалось в итоге исправить, требуя от своей компании. И в итоге все остались довольны результатом. 5 В итоге я был признан лучшим сотрудником проекта, так как продал самую большую долю в карте. Очень благодарен главе профкома ЯрГУ Елену Гаврилову Дмитриеву, которая меня порекомендовала на эту работу. Да и в целом можно и нужно много рассказывать про Профком. Это была одна из самых интересных глав моей яркой студенческой жизни.
Андрей Медведев 04.06.2024 23:45:06
#БИЗНЕС СТАБИЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ ИЛИ РАЗВИТИЕ СТАБИЛЬНОСТИ ???????? Недавно смотрел интервью с ресторатором Зарьковым на канале Нефорбсы. Он активно рассказывал, как в России всё просто супер. И главное - цитата: «Все ощущают стабильность в стране. Посмотрите, как люди тратят деньги. Когда не ощущается экономическая стабильность, безопасность, деньги так не тратят». Также вчера у нас было совещание, как строить новый большой цех по производству блочно-насосных станций в Красном Бору (Ярославль). Изначально мы планировали строить его с привлечением промышленной ипотеки, но, к сожалению, этот инструмент для нас сейчас недоступен. Но мы решили, что планы менять убийственно для развития, нельзя терять время возможностей и необходимо построить его в 2025 году любой ценой. Важный вопрос, что строить мы будем полностью за счет собственных средств (а это несколько сотен миллионов), поэтому вопрос экономической стабильности и будущего крайне важен для нас ( у нас параллельно начинается ещё большая стройка Прайм 3 в Тутаеве). Наш финдиректор человек консервативный (что, прекрасно для этой профессии), и он говорит, что, знаете, на одном крупном предприятии упал объем заказов, и даже сокращают людей и т.д. и не у всех компаний рост, как у нас - 100 %. Поэтому надо быть очень уверенным в наших перспективах. Призвание же предпринимателей - рисковать. Я думаю, что в России промышленный бум, и нельзя им не воспользоваться, даже если он не вечен (как минимум 2-3 года он будет продолжаться). Дальше никто ничего не знает, что будет. Так как мы вкладываем огромные деньги в развитие, это явно говорит о том, что мы верим не только в стабильность, но и в развитие экономики. Наше оборудование - это товар инвестиционного спроса. Соответственно, от больших и не очень строек зависит спрос на него.
Андрей Медведев 30.05.2024 23:49:05
#БИЗНЕС НОВЫЕ ДРУЗЬЯ ПСМ У нас в Ярославском зоопарке появилось 2 новых друга: леопард Баунти и африканский еж Ушастик. Почему именно они? Леопард ???? - новый житель Ярославля. Он приехал меньше месяца назад. Очень редкое животное и в России, и вообще в мире (из Красной книги). Когда мы были в Ботсване в феврале на сафари, нам сказали, что увидеть леопарда - это такая удача, которая бывает раз с несколько лет. Еж ????- его просто никто не брал под опеку, поэтому девочки не могли отказаться от предложения помочь бедному ежику. P.S. Если кто-то ещё хочет помочь Ярославскому зоопарку, готов познакомить напрямую с руководителем. Там в принципе работают крайне адекватные люди, которые действительно заботятся о животных и развитии зоопарка.
Андрей Медведев 21.05.2024 22:30:00
#БИЗНЕС ПРАЙМ На прошлой неделе к нам в гости наконец-то приехала Ирина Владимировна Макиева руководитель городского развития ВЭБ.РФ. Мы знакомы уже 5 лет, когда она еще возглавляла Фонд Моногородов (помню как первый раз говорил с ней по телефону в 2019 году из поезда Цюрих-Париж). Несколько впечатлений: 1. Мы в срок построили первый проект Прайм в 2021 году. В июле начинаем работать во второй очереди и уже спроектировали третий завод. ВЭБ.РФ позволяет нам единственным на рынке строить заводы, по сути, уже на потоке. Есть мысли, что в следующем году задумаемся и о четвертой очереди. 2. Тутаев, благодаря бывшему мэру Дмитрию Юнусову (еще одному эффективному и современного государственному управленцу), превратился в «оазис промышленности» в Ярославской области. Всем приятно, видеть как здесь растут «как на дрожжах» не только наши, но и другие заводы. Правда наследие предущего главы можно и «просрать». 3. Кому-то кто-то помогает в выстраивании взаимоотношений с государственными структурами (люди, ассоциации, ещё кто-то). Мой вам совет: эффективнее работает напрямую, когда ты можешь адекватно объяснить, что тебе нужно, зачем, какой будет результат, и в тебе уверены, что ты выполнишь все свои обещания и показатели. 4. Очень приятно было услышать, что Ирина Владимировна меня приводит в пример как «правильного»предпринимателя. Впереди новые проекты, новые заводы и пароходы.
Андрей Медведев 20.05.2024 23:47:00
#БИЗНЕС ПЛАТЕЖИ В КИТАЙ Самая частая вчера на переговорах с клиентами и партнерами тема: это платежи за китайские товары. Ситуация ухудшается уже 2.5 месяца. Если в начале были проблемы только с Bank of China (BOC), то сейчас проблемы с большинством банков и контрагентов. Вначале все китайские партнеры ринулились открывать счета в VTB Shanghai (хотя, ещё полгода назад, наоборот, не хотели получать оттуда деньги), но знаю единицы, у кого это получилось. Сейчас говорят, что очередь уже не месяц или два, а полгода. Сотрудников в банке мало и открывать новые счета, как я понимаю, не имеет смысла, так как потом не кому будет обслуживать. Даже есть уже целый бизнес в Китае - помочь открыть счет в VTB. Кто-то из китайцев открывает компании в России, но это в основном большие компании с реальным офисом. В таком случае российское отделение китайского банка им легко открывает счет (нам ни один китайский банк даже не ответил на запрос). Вчера один знакомый рассказывал, как они открывают компанию в Китае. Дальше у них будет снова вопрос в открытии счета и, главное, в возмещение НДС. Интересно его послушать через несколько месяцев (в Дубае, кто был в начале пути, тоже думали, что всё просто). Также многие пробуют работу через Кыргыстан, но по своему опыту могу сказать, что там с банками тоже стало всё очень не просто и появляются не маленькие курсовые разницы. Кстати, многие ждали встречи лидеров Китая и России и обсуждение этого вопроса уже на самом высоком уровне. Пока конкретики в открытом новостном пространстве об этом нет. Короче, деньги сейчас, например, у нас идут, но иногда очень медленно, появляется дополнительные комиссии и ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ много документов и операционки. У нас даже выходит отдельный человек, который будет заниматься исключительно иностранными платежами. Причем, когда мы его искали, думали, он будет заниматься только санкционными странами. А сейчас, получается, придется заниматься во многом именно Китаем.
Андрей Медведев 18.05.2024 11:21:00
#БИЗНЕС О СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ https://monocle.ru/monocle/2024/18/v-nashem-segmente-u-tebya-seychas-net-prodazh-yesli-ty-sovsem-durak/?ysclid=lw8uyboshv777571451 Не так давно вышло мое большое интервью относительно текущей ситуации на рынке. Удивительно, что за те 1.5 месяца, прошедшие с самой беседы, уже очень многое изменилось. В интересное и очень динамичное время мы живем. Вообще порадовало, что журналист был в теме промышленности, и разговор получился реально интересным и содержательным. Единственный момент, что далеко не все цифры, представленные в статье верны.
Андрей Медведев 16.05.2024 09:17:00
#БИЗНЕС КОНФЛИКТ Сегодня утром, когда ехал на работу, слушал один стрим про баскетбол. Ведущий сказал интересную мысль, которую он услышал от супер уважаемого мною спортивного менеджера Сергея Кущенко. Сейчас он президент единой лиги ВТБ, а когда-то он с нуля создал клуб «Урал-Грейт» в Перми, который никто не знал. А потом он 2 года подряд становился победителем чемпионата России и обыгрывал непобедимый ЦСКА. Потом его, конечно же, переманили и сделали генеральным менеджером армейцев. Дальше он возглавлял Союз Биатлонистов России и на Олимпиаде в Сочи в 2014 наша сборная получила золотую медаль в эстафете. В общем, я всё это рассказал о нём, чтобы показать, со сколькими командами он добивался крутых результатов и насколько он крутой менеджер. Так вот, его идея в следующем: «В команде обязательно должен быть внутренний конфликт, чтобы она претендовала на серьезные результаты». Я подумал действительно так: если всё тихо и спокойно, все друзья-товарищи и нечего делить, то сложно достигать больших целей таким коллективом. Я, конечно же, не думаю, что менеджер должен искусственно провоцировать этот конфликт. Просто в сильной команде сильные, непростые личности и задача руководителя - ими управлять и разруливать рабочие разногласия, которые не могут не возникать по пути к большим победам.
Андрей Медведев 13.05.2024 23:44:00