Важно
Подпишись на телеграм ген директора ПСМ Андрея Медведева
Телеграм ген директора ПСМ Андрея Медведева
Главные события от первого лица
Переходи на канал
Меню

Выбираем дизельные генераторы: какой двигатель лучше?

22.12.2014

Скоро на вашем объекте появится автономный источник энергии – дизель-генератор. Вы уже на полпути к покупке. Но в процессе подбора энергоустановки возник резонный вопрос – какой двигатель должен стоять в ее составе?

Универсального ответа на этот вопрос не существует. У каждого дизельного двигателя есть свои плюсы и минусы. Ни одна, даже самая респектабельная, марка, не является исключением. Выбирая электростанцию по двигателю, не стоит ориентироваться исключительно на громкое имя или страну происхождения. Не стоит также делать ставку на высокую или низкую цену. Ваше решение должно основываться на целом ряде критериев. Мы поделимся лишь некоторыми из них – самыми основными.


1. Режим работы

Автономное производство энергии служит разным целям: постоянно снабжать объект электричеством, запитать его в случае аварии, дублировать основной источник энергии или сгладить пики потребления нагрузки. Двигатель для дизельной электростанции стоит выбирать исходя из цели, которую преследуете вы.

Существует несколько режимов работы дизель-генераторов. Мы выделили основную характеристику двигателя, которая потребуется, чтобы справится с каждым из них. Производители двигателей обычно рекомендуют модели, подходящие для того или иного режима. При этом учитывайте, что некоторые марки хороши на малых мощностях, другие – на средних, третьи – на больших.

ESP (Emergency Standby Power)
резервно-аварийный режим

Электростанция включается только в случае внезапного исчезновения энергии в основной сети.

Двигатель должен уметь безопасно и быстро принимать нагрузку.

LTP (Limited Time Power)
режим ограниченной по времени мощности

Энергоустановка страхует сеть от кратковременных блэкаутов. Двигатель в ее составе способен принять максимум нагрузки единовременно.

Двигатель должен быть способен принять 100% нагрузки единовременно.

PRP (Prime Power)
режим основной мощности

Дизель-генератор работает постоянно не на полную мощность или используется как дополнительный источник в энергоемких отраслях промышленности.

Двигатель должен длительное время работать без сбоев.

COP (Continuous Power)
режим длительной мощности

Энергоустановка принимает на себя всю нагрузку во время длительных или часто повторяющихся перебоев в энергоснабжении, особенно на объектах, связанных с транспортом, компьютерной техникой, безопасностью государства.

Двигатель должен показать способность много часов безошибочно работать при полной нагрузке.


2. Конструкция

  • Простая

    Не имеет в составе сложной автоматики.

  • Высокотехнологичная

    Снабжена компьютерными мозгами, датчиками и полезными системами, вроде автоматической очистки клапанов.

Плюсы. Элементарное обслуживание и ремонт таких двигателей под силу каждому, кто разбирается в механике.

Плюсы. Двигатели умеют полностью самостоятельно регулировать свою работу.

Минусы. Простая конструкция не предусматривает никаких дополнительных систем, способствующих продлению жизни двигателя. А также ограничивает вас в возможностях контроля за параметрами его работы.

Минусы. Слишком «навороченные» двигатели часто имеют свойство капризничать по пустякам. А обслужить умный двигатель без подготовки не получится - помощь квалифицированного специалиста обязательна.

Резюме. Двигатели простой конструкции подойдут для работы в отдаленных северных поселках и котельных, на промышленных, сельскохозяйственных и горнодобывающих объектах.

Резюме. Электростанции на сложных двигателях идеальны для объектов транспорта, городской инфраструктуры (офисов, больниц), телекоммуникации (серверов, баз данных) Им не место в глубокой глуши - там, где не будет оказано должного профессионального внимания.


3. Ресурс

Чтобы электростанция прослужила вам дольше, жизнеспособность двигателя не должна подвергаться сомнению. Существует ресурс, заложенный производителем. То время, которое двигатель способен проработать до капитального ремонта. Но эта цифра рассчитана для идеальной среды, создать которую в реальности получается редко. Ведь продолжительность жизни двигателя зависит от условий эксплуатации, топлива, которое вы будете использовать, работы в нештатных режимах, своевременного технического обслуживания. Тем не менее, часть параметров, определяющих долговечность двигателя, вполне реально проверить еще до покупки.

  • Отсутствие конструкторских недоработок

    Не важно, какая технология положена в основу двигателя: новейший проект или традиционная схема. Главное, чтобы разработкой этой технологии занимались профессионалы. Только продуманная система работает, как надо. Узнайте, как обстоят дела с инжинирингом у компании-производителя дизельного двигателя.

  • Качественные компоненты

    Какие компоненты использованы в составе двигателя? Где были произведены блок цилиндров, поршневая группа, топливный насос, турбокомпрессор? Проверьте, что производитель имеет дело только с оригинальными частями и новейшими материалами. Тогда они не подведут в процессе работы.

  • Качественная сборка

    Отсутствие производственных дефектов – серьезный показатель долговечности двигателя. Обратите особое внимание на то, где, на каких станках и в каких условиях происходит сборка двигателя.

Хорошо если в механизме газораспределения предусмотрены гидротолкатели клапанов и гидронатяжители цепи. Они способствуют снижению ударных нагрузок и продлению жизни мотора.

Недостаточная жесткость блока цилиндров или небольшая производительность маслонасоса влияет на ресурс двигателя не в лучшую сторону.

Отклонение в процессе производства от геометрических особенностей, заложенных инженерами, недопустимо. Оно может повлечь за собой лишние вибрации и повреждения даже износостойких деталей двигателя.


4. Адаптированность к России

Некоторые регионы нашей страны по своему климату и бытовым условиям впору считать экстремальными. Между тем, автономные источники энергии требуются и там тоже. Поэтому, если вы собрались использовать дизель-генератор на суровом Севере или в безлюдной тайге – узнайте, готов ли двигатель к испытаниям. Для этого он должен обладать тремя незаменимыми характеристиками.

Неприхотливость к качеству топлива

Найти в отдаленных регионах рекомендованное производителем топливо бывает крайне затруднительно. Приходится выходить из положения, и заливать то единственное, что доступно. Но дизельное топливо, выпускаемое в России, по многим параметрам не соответствует европейским стандартам (цетановое число, содержание серы). Как отнесется двигатель к такому питанию? Некоторые моторы, особенно иностранные, крайне чувствительны к загрязнению механическими частицами, водой, посторонними химическими элементами. Топливо низкого качества очень быстро приводит к коррозии и выводит весь агрегат из строя. Поэтому выбирайте двигатель, который без колебаний примет любую предложенную солярку или заранее проверьте, сможете ли обеспечить снабжение двигателя жидкостями должного уровня.

Ремонтопригодность

Тяжелые условия эксплуатации снижают ресурс и приводят к ускоренному износу поршневой группы. Как поведет себя двигатель в этой ситуации? Потребует ремонта или наотрез откажется работать? В российской действительности благоразумнее отдать предпочтение тому двигателю, чей ремонт не потребует особых навыков и не повлечет длительного простоя оборудования. К тому же, если вы вынуждены использовать некачественное топливо, приготовьтесь часто менять элементы фильтрации топлива и регулировать необходимые узлы. Лучше научиться справляться с этим самостоятельно и отказаться от моделей, которые снабжены топливными насосами высокой точности.

Готовность выдержать холода

Безопасность запуска двигателя стремится к нулю, когда за окном -50. Хотя, конечно, само исполнение дизельного агрегата (утепленный контейнер и предпусковой подогреватель) поможет справиться с погодными ненастьями. Но для двигателя нахождение на морозе само по себе не должно стать шоком. В этом случае хорошо, если среди его технических характеристик упомянут мягкий зимний запуск.


5. Топливная экономичность

Абсолютное большинство владельцев ДГУ предпочитает экономить на производстве энергии. Поэтому одно из главных требований, предъявляемых к электростанции, – бережливость. Хотя на эту характеристику сильно влияют конструкция установки, условия и режимы эксплуатации, обеспечить экономичность сможет именно правильно выбранный двигатель. Советуем уже на этапе первого знакомство с ним обратить внимание на следующие показатели. Учитывайте, что их замеряют не при полной, а при 50-75% нагрузке на двигатель.

Запас хода

Количество часов, которые сможет проработать двигатель на одной заправке.

Чем выше эта цифра, тем лучше.

Расход топлива

Количество топлива, расходуемого за час работы.

Чем ниже эта цифра, тем лучше.


6. Распространенность

Известность - не всегда результат доблести. Но иногда все же широкая популярность может стать преимуществом. Хотя бы тогда, когда марка двигателя хорошо известна:

  • В составе ДГУ

    Электростанция работает эффективно, когда эффективно работает ее двигатель. Чтобы не терять полезные Джоули, лучше выбирать те двигатели, которые были собраны с учетом всех потерь, возможных в энергоустановке. Обращайте внимание на то, как часто используется та или иная марка в составе автономных источников энергии, а лучше – присмотритесь к образцам, спроектированным специально для работы в составе дизель-генераторов. С такими двигателями установка с большей вероятностью будет работать на максимум.

  • В вашей сфере деятельности

    У двигателей, давно представленных на рынке, репутация уже сформирована. Есть марки, зарекомендовавшие себя в службе на нефтяных разработках, на железной дороге, в сельском хозяйстве, на морских судах. Считается, что их характеристики отлично подходят для решения конкретных отраслевых задач. Уделяйте больше внимания тем двигателям, которые принято использовать в вашей сфере деятельности.

  • В вашем парке техники

    Если электрогенератор для вас - очередной экземпляр в целой коллекции техники, то неплохо будет подумать о взаимозаменяемости запчастей внутри парка. Единая марка двигателя на всех агрегатах позволит вам экономить на обслуживании: общаться с одной сервисной командой, держать при себе запас ходовых запчастей, использовать одинаковое топливо. Вообще, если вы давно и хорошо знакомы с тем или иным двигателем, то наверняка заходите увидеть его и в составе дизель-генератора.

  • В сервисных компаниях

    Своевременные диагностика, техническое обслуживание и устранение неисправностей должны стать правилом при общении с дизель-генератором. Эти процессы проходят гладко, если достаточное количество сервисных организаций в курсе, как устроен двигатель вашей установки. Узнайте заранее, сколько авторизованных центров находится поблизости и не являются ли запчасти для выбранной марки большой редкостью на российских просторах.


7. Дополнительные преимущества

Если основные рабочие критерии у нескольких моделей двигателей кажутся одинаковыми, то в поле зрения попадают другие не обязательные, но полезные особенности. Иногда именно они могут стать решающим аргументом в деле выбора. Но чаще все же рассматриваются как приятный бонус.

  • Габариты

    Небольшие размеры двигателя - это плюс. Они обеспечат достаточно пространства внутри электростанции для проведения технических работ или установки дополнительного оборудования. Если к тому же речь идет о моделях большой мощности - это еще и показатель конструкторского мастерства создателей двигателя.

  • Экологичность

    Tier 3 и Евро 5 - это стандарты, регулирующие чистоту и токсичность выхлопных газов. Обратите внимание на двигатели, соответствующие этим показателям, если собираетесь использовать дизельную установку в населенных пунктах, природных заповедниках, охранных зонах или просто беспокоитесь о защите окружающей среды.

  • Внешний вид

    Иметь дело с техникой, внешний вид которой оставляет желать лучшего, неприятно. Пусть даже с ее рабочими свойствами все в порядке. Поэтому если вам не нравится перспектива регулярно наблюдать неаккуратные швы и дефекты покраски, выбирайте образцы, у которых в этой области все безупречно.

Теперь вы знаете, что двигатель, на базе которого собран дизель-генератор, определяет все основные рабочие характеристики энергоустановки. Поэтому к его выбору стоит отнестись с особенной внимательностью. Мы подсказали вам, на каких критериях разумнее всего строить этот процесс. Надеемся, эти советы помогут найти тот самый двигатель, который лучше всего подходит именно для вашего случая. Удачи!


Приложение. Характеристика некоторых двигателей, использующихся в составе ДГУ (дата исследования - 2015 год)

ММЗ, ЯМЗ, ТМЗ (Россия, Беларусь)
Конструкция Простая
Высокотехнологичная
Режимы работы ESP
PRP
LTP
COP
Способны принимать до 100% нагрузки единовременно.
Ресурс Отсутствие конструкторских недоработок
Качественные компоненты
Качественная сборка
Набор мелких дефектов качества.
Адаптированность к России Неприхотливость к качеству топлива
Ремонтопригодность
Способность выдержать холода
Максимально приспособлены к России
Топливная экономичность Большой запас хода
Низкий расход топлива
Не экономичны. Большой расход топлива
Распространенность В составе ДГУ
В определенных сферах деятельности
В сервисных компаниях
Используются в России повсеместно. Огромное количество дилеров и сервисных центров, широкий выбор запасных частей.
Дополнительные преимущества Габариты
Внешний вид
Экологичность

Doosan (Южная Корея)
Конструкция Простая
Высокотехнологичная
ТНВД рядного типа, электронный регулятор.
Режимы работы ESP
PRP
LTP
COP
Хорошо принимают нагрузку.
Ресурс Отсутствие конструкторских недоработок
Качественные компоненты
Качественная сборка
Комплектующие лучших брендов (Bosch, Zexel), качество сборки соответствует мировому уровню.
Адаптированность к России Неприхотливость к качеству топлива
Ремонтопригодность
Способность выдержать холода
Просты в обслуживании, неприхотливы к качеству ГСМ и условиям эксплуатации.
Топливная экономичность Большой запас хода
Низкий расход топлива
Распространенность В составе ДГУ
В определенных сферах деятельности
В сервисных компаниях
  • С маркой работают европейские производители дизель генераторов: SDMO, Himoinsa, Gesan, AKSA
  • Применяются в горных районах – снижение характеристик начинается после высоты 1500 м
  • Большой склад запасных частей, сервисная поддержка в России
Дополнительные преимущества Габариты
Внешний вид
Экологичность

Mitsubishi (Япония)
Конструкция Простая
Высокотехнологичная
ТНВД рядного типа.
Режимы работы ESP
PRP
LTP
COP
Подходят для снабжения энергией объектов, чувствительных даже к небольшим потерям напряжения.
Ресурс Отсутствие конструкторских недоработок
Качественные компоненты
Качественная сборка
Адаптированность к России Неприхотливость к качеству топлива
Ремонтопригодность
Способность выдержать холода
Могут использоваться даже при критически низких температурах и в крайне тяжелых условиях.
Топливная экономичность Большой запас хода
Низкий расход топлива
Средний уровень экономичности.
Распространенность В составе ДГУ
В определенных сферах деятельности
В сервисных компаниях
  • На базе двигателей создаются дизельные электростанции Eisemann, Hitachi, Gesan, SDMO
  • Применяются в авиации, судостроении, компрессорах, строительной и дорожной технике, грузовых и легковых автомобилях, военных машинах
Дополнительные преимущества Габариты
Внешний вид
Экологичность

Volvo Penta (Швеция)
Конструкция Простая
Высокотехнологичная
Двигатели, опережающие время. Имеют электронную систему управления двигателем EMS2.
Режимы работы ESP
PRP
LTP
COP
Хороший прием нагрузки. Среднее время пуска – 6 с.
Ресурс Отсутствие конструкторских недоработок
Качественные компоненты
Качественная сборка
Максимально эффективная конструкция. Работают безотказно. Обладают высоким КПД.
Адаптированность к России Неприхотливость к качеству топлива
Ремонтопригодность
Способность выдержать холода
Минимальная температура холодного пуска - 30° С
Топливная экономичность Большой запас хода
Низкий расход топлива
  • Содержат компрессионные поршневые кольца типа "Keystone" для снижения потерь моторного масла на угар
  • Стоимость одного кВт электроэнергии может быть снижена на 5-7%
Распространенность В составе ДГУ
В определенных сферах деятельности
В сервисных компаниях
  • Разработаны специально для дизель-генераторов. Устанавливается на электростанции SDMO, Pramac, Gesan, Himoinsa
  • Популярны на морских судах
  • Лучшая сервисная сеть в стране
Дополнительные преимущества Габариты
Внешний вид
Экологичность
  • Низкий уровень шума
  • Сниженное воздействие на окружающую среду подстверждено сертификатом Green Commitment

MTU (Германия)
Конструкция Простая
Высокотехнологичная
  • Электронная система управления двигателем с функцией авто-диагностики и возможностью удаленного контроля "ADEC"
  • Встроенная система диагностики неисправностей
Режимы работы ESP
PRP
LTP
COP
Сконструированы специально для работы в режиме Continuous - 24 часа при полной нагрузке.
Ресурс Отсутствие конструкторских недоработок
Качественные компоненты
Качественная сборка
Высокий ресурс - 60 000 часов до капитального ремонта.
Срок службы: более 50 лет Длительные интервалы между плановыми ТО (500 ч).
Адаптированность к России Неприхотливость к качеству топлива
Ремонтопригодность
Способность выдержать холода
Для обслуживания необходимы недешевые расходные материалы, специальное оборудование и высокая квалификация персонала
Топливная экономичность Большой запас хода
Низкий расход топлива
Повышенная экономичность за счет применения особых систем подачи топлива
Распространенность В составе ДГУ
В определенных сферах деятельности
В сервисных компаниях
Используются в сферах, которые требуют повышенной надёжности: железнодорожные и морские суда.
Дополнительные преимущества Габариты
Внешний вид
Экологичность
Низкие уровни шума и вибрации Самый низкий в классе выброс вредных веществ в атмосферу (по немецкому стандарту TA-Luft)

Perkins (Великобритания)
Конструкция Простая
Высокотехнологичная
Насос-форсунки с механическим приводом и электронным управлением (MEUI), подключенные к полностью автономной электронной системе управления, обеспечивают регулирование по классу G3 согласно ISO 8528
Режимы работы ESP
PRP
LTP
COP
Признаны надежными источниками энергии большой мощности
Ресурс Отсутствие конструкторских недоработок
Качественные компоненты
Качественная сборка
Инженерный центр Perkins ведет постоянную работу по усовершенствованию двигателей
Адаптированность к России Неприхотливость к качеству топлива
Ремонтопригодность
Способность выдержать холода
Удлиненный 500-часовой интервал технического обслуживания
Топливная экономичность Большой запас хода
Низкий расход топлива
Распространенность В составе ДГУ
В определенных сферах деятельности
В сервисных компаниях
  • Марка хорошо известна в России
  • Популярна в парках владельцев тракторов и дорожно-строительных машин
  • Более 4000 сервисных центров в Мире
Дополнительные преимущества Габариты
Внешний вид
Экологичность
Допускается использование нескольких видов топлива, например, дизель, авиакеросин, биодизель

FAW (Китай)
Конструкция Простая
Высокотехнологичная
ТНВД рядного типа
Режимы работы ESP
PRP
LTP
COP
Справляются с длительной интенсивной нагрузкой
Ресурс Отсутствие конструкторских недоработок
Качественные компоненты
Качественная сборка
Базовая разработка, компоненты и сборка – лучшее, что может предложить Китай. Однако уровень не дотягивает до мирового
Адаптированность к России Неприхотливость к качеству топлива
Ремонтопригодность
Способность выдержать холода
Для обслуживания не требуется специальное оборудование и высокая квалификация персонала
Топливная экономичность Большой запас хода
Низкий расход топлива
Двигатели форсированы, поэтому расходуют меньше топлива
Распространенность В составе ДГУ
В определенных сферах деятельности
В сервисных компаниях
  • Двигатель слабо известен в мире ДГУ, зато заработал хорошую репутацию в автомобильной сфере. Его используют Toyota, Ford, Mazda, CAT.
  • В России есть официальное представительство, но сервисная сеть не большая
Дополнительные преимущества Габариты
Внешний вид
Экологичность
  • Компактные
  • Хорошее лакокрасочное покрытие

Все статьи

Главные события от первого лица
Андрей Медведев
#БИЗНЕС ПОБЕДЫ И ПОРАЖЕНИЯ Сейчас бизнес у нас проектный, и участвуем мы в основном только в крупных контрактах. Каждый из них - это десятки переговоров, встреч, обсуждений и сценариев. Вообще это больше похоже на сериал с бесконечным количеством серий, а иногда и с несколькими сезонами. В этом году мы одержали 2 крупных поражения в проектах на рынке дизель-генераторов (ну не всё же только нам выигрывать, к сожалению). Как вы понимаете, с самолюбием и с амбициями у меня и у команды всё в порядке, и соревновательный процесс - это важная часть бизнеса и в целом жизни. Я часто думаю, как относиться к таким поражениям. Приведу несколько примеров. Иду я по энергетической выставке в Дубае много лет назад, и один лично незнакомый человек мне издалека кричит (заочно я знал этого конкурента): «Вы что, ох..ли, там». И начинает мне доказывать и предъявлять за нашу победу над ними в одном проекте. Я ему в итоге сказал, что товарищ - это бизнес и не надо так близко к сердцу воспринимать поражения, тем более на личностном уровне. Сегодня выиграл, завтра проиграл, расслабься (легко так говорить и считать, когда ты выиграл). Вторая ситуация, где мы, наоборот, очень обидно проиграли. Из-за проблем по прохождению аудита нас не допустили до одного очень крупного проекта (при этом, что у нас, без сомнения, и тогда была лучшее производство среди конкурентов). Мы накосячили с документами, и дирекция по качеству не смогла это оперативно потом отработать. Я несколько лет не мог отпустить это поражение и потом понял, что это уже становится деструктивным. Третья ситуация. Почти год шел очень крупный тендер и вдруг неожиданно для нас заказчик выбирает неизвестную компанию из Китая, которая должна была поставлять проектное оборудование прямо оттуда. Дальше мы не отпускаем эту ситуацию, общаемся с европейцем, который стоит за этой компанией, заказчиком и подрядчиком. Держим руку на пульсе и вдруг через полгода оказывается, что тот поставщик не продвинулся никуда не с инжинирингом. В итоге опять 3 месяца поездок, встреч и вот почти через 2 года справедливость восторжествовала. Главное, я думаю, надо делать выводы, учиться на своих ошибках и глубоко анализировать. Бесконечное движение, активность и агрессивность в продажах и маркетинге. А контрактов будет еще сотни и намного больших, чем сейчас. К сожалению, и поражения снова будут, но, очень надеюсь, минимум.
Андрей Медведев 14.03.2025 06:47:06
Дорогие женщины, с прекрасным праздником
Андрей Медведев 08.03.2025 06:27:01
#БИЗНЕС СДЕЛАНО В РОССИИ Вчера я побывал на двух заводах - в Калужской и Московской областях (сегодня я уже в Питере). Первый завод после 2022 года построил 20 000 м2 производственных мощностей и осваивает то, что раньше покупали в основном в Европе. Это тоже сборочное производство, металлообработка и сборка шкафов автоматизации, но со сложных специальным инжинирингом. Второй завод сейчас строит цех 12 000 м2, так как существующие производственные площади забиты на 200 %. Они сделали реинжиниринг американских насосов и европейского оборудования для с/х сектора. Раньше просто работали на старых советских станках, а после 2022 года купили сложные обрабатывающие центры. Один завод находится в Особой Экономической Зоне (ОЭЗ), второй, как и мы, в Территории опережающего развития (ТОР/ТОСЭР). Вокруг обоих заводов строится еще несколько крупных предприятий: производство туалетной бумаги, корма для животных и др. У нас рядом с ПСМ Праймом в Тутаеве тоже построились несколько заводов за последние годы. А в Калужской области я нереально впечатлен количеством площадок и их размерами. Да есть проблемы: кадры, рост цен на материалы, конкуренция с Китаем, но при этом есть огромный спрос на рынке, и все видят возможности развития дальше. Короче, я в восторге и не могу с вами этим не поделиться. Можно париться о санкциях, платежах за рубеж, не возможности долгосрочного планирования и т.д. А можно, как мы и партнеры, идти на предпринимательский риск и херочить как сумасшедшие. Очень рад, что я увидел много представителей второй категории бизнеса. P.S. Страна сильно недоинвестирована, и даже то, что сейчас строится - этого катастрофически мало для масштабного развития производства в рамках России. Кстати, стоимость денег этому, начиная с 2024 года, не очень способствует, а программ льготного финансирования почти не осталось. Так что, возможно, весь этот рост резко сойдет на нет. Мы бы сейчас строили не одну площадку, а две одновременно, если бы программу моногородов не закрыли.
Андрей Медведев 06.03.2025 07:31:55
#БИЗНЕС ПЕРЕГОВОРЫ Каждодневные новости про Трампа сподвигли меня написать этот пост. Ни разу не писал в канале про политику и не планирую этого делать, скорее интересно обсудить происходящее сейчас с позиции тактики переговоров и их уровня. Что мне кажется интересным в происходящем через призму собственного опыта (конечно, на другом уровне): 1. Используется главное слово - СДЕЛКА. В первую очередь не скрывается коммерческая составляющая и прагматичное желание получить коммерческую выгоду. 2. Максимально возможная НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ. Никто не знает, что человек скажет, как себя поведет завтра. Тебя могут спутать с толку резкой сменой курса и позиции. 3. НЕ WIN-WIN. Не демонстрируется красивая картинка про взаимную выгоду. Позиция однозначная: «Я хочу так, готов обсуждать, что по минимуму дать взамен». 4. ЖЕСТКОСТЬ. Если ты не готов к такой его позиции и вообще везти такие переговоры, то тебя пермолют и ты отдашь всё. 5. КОРОТКИЕ СРОКИ. Декларация и реальная цель - добиться результата как можно быстрее. Напор, обещания и многие другие уловки, чтобы продавить свои условия. «Хотите договориться - соглашайтесь сейчас или окно возможностей закроется». Главный инструмент любых переговоров и команды Трампа в том числе - это качественная подготовка. П.2 - это тоже однозначно продуманная модель. На самом деле любой наш крупный контракт - это тоже сложные переговоры с постоянными манипуляциями со стороны клиента с использованием похожих приемов, только в основном предсказуемо и не на таком уровне. Жесткие переговоры - это кайф и прагматизм, а не негатив или проблема.
Андрей Медведев 26.02.2025 06:47:06
#БИЗНЕС MAKE PSM GREAT 1 июня 2025 года ПСМ будет 20 лет. Сейчас, без сомнения, компания находится в лучшей форме и состоянии за всю истории существования. И дело даже не в том, что выручка составили почти 10 млрд. За прошлый год, а в системных вещах развития и перспектив бизнеса в целом. Следующие 5 лет, очень надеюсь, станут золотой эрой развития российской промышленности в целом и нашей компании в частности (кто бы что не говорил, текущая рыночная ситуация этому пока максимально способствует): 1. У нас и сейчас сильная команда менеджмента, но в ближайшее время мы её активно продолжаем усиливать, так как появляется много новых сфер ответственности. Кроме менеджмента, активно усиливается команда профильными специалистами, которых, я уверен, нет у большинства промышленных предприятий в целом. 2. Мы ставим перед собой задачу максимально быстро привезти в идеальный порядок все территории, цеха и помещения, которые у нас есть (причем сейчас речь идет не о каком-то примитивном косметическом ремонте, а о благоустройстве территорий, коворкингах на заводах и прочих продвинутых фишках, которые существуют только в IT-отрасли). 3. Мы очень надеемся, что в ближайшие несколько месяцев мы завершим сделку по покупке первого внешнего производственного актива, и уверен, что дальше на этом не остановимся и продолжим этот процесс расширения в смежные сферы. Довольно неожиданно, но в этом году на меня вышло очень много людей с желанием делать бизнес вместе и иметь коллаборацию с брендом ПСМ (неожиданно, наверное, не это, а что сами по себе предложения довольно интересные). Также мы начали процесс создания компонентных производств и сервисов для себя. 4. Сейчас ПСМ является самой многопрофильной компанией своих рынков, и, соответственно, мы не успеваем развивать все направления и продукты одинаково быстро. Поэтому мы приняли решение о выделение отдельных бизнес-юнитов направленных на развитие отличных от энергетики направлений. 5. Мы являемся лидером малой энергетики России и продолжим свое развитие в этом направлении. Но большая энергетика тоже не дает покоя и там есть БОЛЬШОЕ будущее для нас. 6. Мы хотим быть одновременно и компанией продукта, и компанией крупных проектов. Поэтому перед нами стоит большая задача - совместить это и отладить всё это для идеала. Чтобы на базе лучших по качеству электростанций и насосных станций ПСМ были построены лучшие EPC-проекты. 7. Я лично сам супер техно-оптимист поэтому уверен, что автоматизация и искусственный интеллект могут вывести промышленные предприятия на совершенно другой уровень организации бизнеса и скорости развития. Повышение эффективности бизнеса в разы может быть достигнуто условно не за счет того Короче, как недавно сказал великий баскетболист Леброн Джеймс: «Нельзя выгореть в деле, которое любишь». Поэтому лично моя мотивация не падает, а только растет, так как при значимом увеличении масштаба делать бизнес становится только интереснее и интереснее.
Андрей Медведев 23.02.2025 11:03:33
#ПСМ ChatGPT Пользоваться нейросетями я начал еще летом прошлого года. Но это было не частно и в основном в формате определенных редких задач, типа придумать название киргизской компании или сделать доклад по Окружайке с Каролиной (там достаточно и Яндекс Нейро). Так вот, январский отпуск на Мальдивах кардинально изменил отношение к этому инструменту. Мы сейчас рассматриваем возможность начать производство одного вида сложного инженерного оборудования. Решил базово разобраться в этом вопросе. В итоге за 2 дня и несколько часов вопросов я изучил больше, чем если бы я раньше заказал исследование у специальной компании и они месяц за много денег его делали. Какое оборудование необходимо, какие программы для расчета выбрать, какие материалы использовать, какой опыт нужен у инженеров при наборе и многое другое я узнал очень быстрое, а главное очень глубоко. Сейчас вообще не понимаю, как, например, по другому можно подбирать оборудование, если не через AI. Ты можешь подобрать модели станков, сравнить их между собой, узнать, какой сервис, какая комплектация у разных производителей, минусы и плюсы, и всё это за несколько минут. Написание функционала сотрудников, формулировка KPI, составление графика выставок для посещения в Китае и десятки разных задач я решаю на работе в неделю. Также разработка маршрута путешествия, подбор сериала, похожего на мой любимый, подробная информация про разные стейблокины, инвестиции в определенную недвижимость и все остальное. Иногда ловлю себя на мысли, что пообщаться с чатом интереснее, чем с многими людьми (не со всеми, конечно). ИИ точно уже масштабно приходит в нашу жизнь, и это уже не развлечение или какая-то игрушка, а часть жизни. Мне понравилось, как сказал Тимур Турлов (Freedom Finance), что когда к нему приходит подчиненный и что-то предлагает, то он всегда советуется с ChatGPT. Если он сказал что-то похожее на то, что сказал сотрудник, то ОК. Если же совсем другая информация, тогда не согласовывает и надо разбираться. Получается, он за него не решает, но всегда спрашивает второе мнение, и второе мнение - это ИИ. Deep Seek пока не пользовался, и сравнить разные модели не могу, поэтому пост и называется ChatGPT.
Андрей Медведев 15.02.2025 01:11:24
#ПСМ ЗАВОДСКИЕ ВАЛЕНТИНКИ
Андрей Медведев 14.02.2025 10:37:23
#ПСМ НАШИ КЛИЕНТЫ ДЕЛАЮТ НАС ЛУЧШЕ Еще несколько месяцев назад я имел другой взгляд на этот вопрос, и он выглядел так: «НАШИ КЛИЕНТЫ НАС ТЕПЕРЬ ПОСТОЯННО ЖЕСТКО ИМЕЮТ». При этом вряд ли при такой оценке ты получаешь от этого пользу и тем более удовольствие. Начнем с причин. Мы стали производить намного более ответственное, сложное и дорогое оборудование. Соответственно уровень требований к нему (инжиниринг, документация, сварка, окраска, упаковка…да собственно все процессы стали на гораздо более высоком уровне). Года 3 назад мне казалось, что эти требования крайне завышены и иногда просто бредовые (хотя такое реально происходит). Сейчас же я во многих случаях понимаю, зачем это всё. Возможно восприятие этого было таким в связи с формой предъявления требований (часто она, скажем мягко, агрессивная). Но за этими жесткими переписками, инспекционным контролем и приемками есть большой толчок или пинок для нашего прогресса. Мы сделали выводы в плане производства, закупок, качества, конструирования и много чего другого. Но главное - мы изменили (не все, но очень стараемся) нашу психологию. Если клиента не устраивает, значит надо переделывать, причем максимально быстро. Не надо спорить, ныть, бубнить и кому-то что-то доказывать. Так как мы не берем заказы, за которые плохо платят, то мы, конечно же, по сути, не делаем это бесплатно. Клиент не всегда прав, но часто проще согласиться, чем спорить. Дальше изменение психологии и подхода приводит к тому, что мы начинаем такие же требования предъявлять к нашим подрядчикам и поставщикам. Конечно, много наших партнеров не хотят меняться и ставить задачу всех поменять - это утопия. В идеале мы просто ищем более адекватных и надежных партнеров, но часто это не возможно. В этом случае - наша задача увеличить интенсивность и качество контроля. Вообще, эта высокая планка подтягивает многие бизнес-процессы в компании в целом. Поэтому фраза если насилие неизбежно, то просто расслабься и получай удовольствие и пользую - это про текущий этап развития ПСМ. P.S. Сейчас даже мне жена говорит, что ты и в обычной жизни становишься сверх душным и дотошным к получаемым услугам и это прямо перебор. Но опять же я думаю это лечится деньгами и качественно выбираемым подрядчикам.
Андрей Медведев 10.02.2025 06:47:06
#БИЗНЕС МОДЕЛЬ БИЗНЕСА Лет 15 назад я был на одном итальянском заводе, который производил насосные станции. На нем работало 19 человек с учетом уборщицы и директора. Тогда я подумал, что какая крутая модель бизнеса. Ты производишь сотни установок, у тебя не маленькая выручка и выпуск в штуках, а рисков минимум с учетом затрат. Тогда мы обсуждали и подумали, что было бы круто идти именно по такой модели развития. Отказались от собственного не технологичного производства капотов (не было листогибов у нас тогда) и отдали это на аутсорсинг. Когда надо было делать установки в шумозащитных кожухах, то нашли их производителя на Юге Италии. Ну, и собственно, рассматривали возможности и дальше идти по этому пути. Но в итоге через 3 года открыли собственный завод металлоконструкций (это была первая по-настоящему глобальная инвестиция). В итоге сейчас в ПСМ более 600 человек в штате и продолжается активный набор. В чем же глобальное отличие и куда мы идем: 1. У нас не просто позаказное производство. У нас разработка идет оборудование под конкретный заказ. Модель Engineer to order (ETO). Для этого нужно десятки инженеров, технологи, инженеры по сварке и покраске и много кого ещё. Сейчас есть проекты, где 4-6 месяцев уходит только проектирование. Итальянцы же делали 3 абсолютно серийных модели многие годы с небольшими модернизациями. 2. Индустрия комплектующих. В России раньше вообще не было, а сейчас очень мало нормальных поставщиков, которые качественно и в срок делают компоненты. Если завод хороший, то у него сейчас долго и дорого, потому что он загружен на 110 %. Поэтому мы, во-первых создали большое производство металлоконструкций (около 200 человек, и работает оно в 3 смены на максимальной загрузке). Во-вторых сейчас отдельный бизнес делает многие компоненты: глушители, клапана вентиляции, топливные емкости и т.д. Итальянцы же все покупали и металлоизделия и системы управления, да вообще всё. Сами же только собирали крупные узлы и испытывали установку. 3. Продажи и контрактация. У нас департамент продаж, маркетинга, клиентское сопровождение, юристы и много кто ещё. С Нефтегазом одни технические требования, конъюнктурные отчеты, проектная документация, с Атомкой куча документов качества и везде все по разному. Подготовка документации на тендер, на приемку, да просто тысячи документов на разных этапах заказа. У них был один крупный клиент Grundfos, по заказу которого они собирали одну линейку. 4. Закупки и платежи. Десятки банков, агенты, кыргызы и т.д. Сотни поставщиков, выездные приемки. В каждом заказе не только новые позиции, но совершенно другие группы товаров. У сравниваемых мной 2 поставщика металлоконструкций, 1 автоматики и одна и та же номенклатура. В целом можно по каждому направлению расписать гигантскую разницу подхода и пути, по которому мы пошли. Мне наша модель бизнеса нравится намного больше, да и доходность несравнимо выше, чем работать чьим-то подмастерьем. Да и конкурентов у нас практически сейчас нет, так как организовать это всё на высоком уровне, ставя по главу угла качество, и при этом имея современный маркетинг, HR, инжиниринг гораздо сложнее и уникальней. Я однозначно планирую расширяться в смежные направления продукта (электротехника, турбины) и услуг (проектирование, СМР), в том числе строительство сложных инженерных объектов, не смотря на риски стабильности бизнеса в стране.
Андрей Медведев 01.02.2025 08:00:41
#БИЗНЕС WIN-WIN Даже не ожидал такого интереса, который вызвал мой пост «НЕ ПРОЩЕЛКАЙ СВОЕ БУДУЩЕЕ». Сейчас нахожусь в нескольких предметных диалогах. Решил написать ещё одну идею. Первый пост был про работу в структуре ПСМ, и это для меня всегда предпочтительный вариант. Но также рассматриваю еще 2 типа сотрудничества (люди и ситуации разные): 1. Условно агентское. Если вы мне помогаете заключить контакт, партнерство, знакомство, выход на нужных людей и т.д., то у всех всё будет хорошо. 2. Если у вас есть интересный стартап или небольшой бизнес в СМЕЖНОЙ с ПСМ отрасли, направлении или продукте, то мы можем объединить усилия. «Идеи рождают деньги». Поэтому пишите @psmmedvedev777, побазарим. Повторюсь, мне может быть интересно или нет, это мой выбор.
Андрей Медведев 27.01.2025 12:30:04