Важно
Подпишись на телеграм ген директора ПСМ Андрея Медведева
Телеграм ген директора ПСМ Андрея Медведева
Главные события от первого лица
Переходи на канал
Меню

Выбираем дизельные генераторы: какой двигатель лучше?

22.12.2014

Скоро на вашем объекте появится автономный источник энергии – дизель-генератор. Вы уже на полпути к покупке. Но в процессе подбора энергоустановки возник резонный вопрос – какой двигатель должен стоять в ее составе?

Универсального ответа на этот вопрос не существует. У каждого дизельного двигателя есть свои плюсы и минусы. Ни одна, даже самая респектабельная, марка, не является исключением. Выбирая электростанцию по двигателю, не стоит ориентироваться исключительно на громкое имя или страну происхождения. Не стоит также делать ставку на высокую или низкую цену. Ваше решение должно основываться на целом ряде критериев. Мы поделимся лишь некоторыми из них – самыми основными.


1. Режим работы

Автономное производство энергии служит разным целям: постоянно снабжать объект электричеством, запитать его в случае аварии, дублировать основной источник энергии или сгладить пики потребления нагрузки. Двигатель для дизельной электростанции стоит выбирать исходя из цели, которую преследуете вы.

Существует несколько режимов работы дизель-генераторов. Мы выделили основную характеристику двигателя, которая потребуется, чтобы справится с каждым из них. Производители двигателей обычно рекомендуют модели, подходящие для того или иного режима. При этом учитывайте, что некоторые марки хороши на малых мощностях, другие – на средних, третьи – на больших.

ESP (Emergency Standby Power)
резервно-аварийный режим

Электростанция включается только в случае внезапного исчезновения энергии в основной сети.

Двигатель должен уметь безопасно и быстро принимать нагрузку.

LTP (Limited Time Power)
режим ограниченной по времени мощности

Энергоустановка страхует сеть от кратковременных блэкаутов. Двигатель в ее составе способен принять максимум нагрузки единовременно.

Двигатель должен быть способен принять 100% нагрузки единовременно.

PRP (Prime Power)
режим основной мощности

Дизель-генератор работает постоянно не на полную мощность или используется как дополнительный источник в энергоемких отраслях промышленности.

Двигатель должен длительное время работать без сбоев.

COP (Continuous Power)
режим длительной мощности

Энергоустановка принимает на себя всю нагрузку во время длительных или часто повторяющихся перебоев в энергоснабжении, особенно на объектах, связанных с транспортом, компьютерной техникой, безопасностью государства.

Двигатель должен показать способность много часов безошибочно работать при полной нагрузке.


2. Конструкция

  • Простая

    Не имеет в составе сложной автоматики.

  • Высокотехнологичная

    Снабжена компьютерными мозгами, датчиками и полезными системами, вроде автоматической очистки клапанов.

Плюсы. Элементарное обслуживание и ремонт таких двигателей под силу каждому, кто разбирается в механике.

Плюсы. Двигатели умеют полностью самостоятельно регулировать свою работу.

Минусы. Простая конструкция не предусматривает никаких дополнительных систем, способствующих продлению жизни двигателя. А также ограничивает вас в возможностях контроля за параметрами его работы.

Минусы. Слишком «навороченные» двигатели часто имеют свойство капризничать по пустякам. А обслужить умный двигатель без подготовки не получится - помощь квалифицированного специалиста обязательна.

Резюме. Двигатели простой конструкции подойдут для работы в отдаленных северных поселках и котельных, на промышленных, сельскохозяйственных и горнодобывающих объектах.

Резюме. Электростанции на сложных двигателях идеальны для объектов транспорта, городской инфраструктуры (офисов, больниц), телекоммуникации (серверов, баз данных) Им не место в глубокой глуши - там, где не будет оказано должного профессионального внимания.


3. Ресурс

Чтобы электростанция прослужила вам дольше, жизнеспособность двигателя не должна подвергаться сомнению. Существует ресурс, заложенный производителем. То время, которое двигатель способен проработать до капитального ремонта. Но эта цифра рассчитана для идеальной среды, создать которую в реальности получается редко. Ведь продолжительность жизни двигателя зависит от условий эксплуатации, топлива, которое вы будете использовать, работы в нештатных режимах, своевременного технического обслуживания. Тем не менее, часть параметров, определяющих долговечность двигателя, вполне реально проверить еще до покупки.

  • Отсутствие конструкторских недоработок

    Не важно, какая технология положена в основу двигателя: новейший проект или традиционная схема. Главное, чтобы разработкой этой технологии занимались профессионалы. Только продуманная система работает, как надо. Узнайте, как обстоят дела с инжинирингом у компании-производителя дизельного двигателя.

  • Качественные компоненты

    Какие компоненты использованы в составе двигателя? Где были произведены блок цилиндров, поршневая группа, топливный насос, турбокомпрессор? Проверьте, что производитель имеет дело только с оригинальными частями и новейшими материалами. Тогда они не подведут в процессе работы.

  • Качественная сборка

    Отсутствие производственных дефектов – серьезный показатель долговечности двигателя. Обратите особое внимание на то, где, на каких станках и в каких условиях происходит сборка двигателя.

Хорошо если в механизме газораспределения предусмотрены гидротолкатели клапанов и гидронатяжители цепи. Они способствуют снижению ударных нагрузок и продлению жизни мотора.

Недостаточная жесткость блока цилиндров или небольшая производительность маслонасоса влияет на ресурс двигателя не в лучшую сторону.

Отклонение в процессе производства от геометрических особенностей, заложенных инженерами, недопустимо. Оно может повлечь за собой лишние вибрации и повреждения даже износостойких деталей двигателя.


4. Адаптированность к России

Некоторые регионы нашей страны по своему климату и бытовым условиям впору считать экстремальными. Между тем, автономные источники энергии требуются и там тоже. Поэтому, если вы собрались использовать дизель-генератор на суровом Севере или в безлюдной тайге – узнайте, готов ли двигатель к испытаниям. Для этого он должен обладать тремя незаменимыми характеристиками.

Неприхотливость к качеству топлива

Найти в отдаленных регионах рекомендованное производителем топливо бывает крайне затруднительно. Приходится выходить из положения, и заливать то единственное, что доступно. Но дизельное топливо, выпускаемое в России, по многим параметрам не соответствует европейским стандартам (цетановое число, содержание серы). Как отнесется двигатель к такому питанию? Некоторые моторы, особенно иностранные, крайне чувствительны к загрязнению механическими частицами, водой, посторонними химическими элементами. Топливо низкого качества очень быстро приводит к коррозии и выводит весь агрегат из строя. Поэтому выбирайте двигатель, который без колебаний примет любую предложенную солярку или заранее проверьте, сможете ли обеспечить снабжение двигателя жидкостями должного уровня.

Ремонтопригодность

Тяжелые условия эксплуатации снижают ресурс и приводят к ускоренному износу поршневой группы. Как поведет себя двигатель в этой ситуации? Потребует ремонта или наотрез откажется работать? В российской действительности благоразумнее отдать предпочтение тому двигателю, чей ремонт не потребует особых навыков и не повлечет длительного простоя оборудования. К тому же, если вы вынуждены использовать некачественное топливо, приготовьтесь часто менять элементы фильтрации топлива и регулировать необходимые узлы. Лучше научиться справляться с этим самостоятельно и отказаться от моделей, которые снабжены топливными насосами высокой точности.

Готовность выдержать холода

Безопасность запуска двигателя стремится к нулю, когда за окном -50. Хотя, конечно, само исполнение дизельного агрегата (утепленный контейнер и предпусковой подогреватель) поможет справиться с погодными ненастьями. Но для двигателя нахождение на морозе само по себе не должно стать шоком. В этом случае хорошо, если среди его технических характеристик упомянут мягкий зимний запуск.


5. Топливная экономичность

Абсолютное большинство владельцев ДГУ предпочитает экономить на производстве энергии. Поэтому одно из главных требований, предъявляемых к электростанции, – бережливость. Хотя на эту характеристику сильно влияют конструкция установки, условия и режимы эксплуатации, обеспечить экономичность сможет именно правильно выбранный двигатель. Советуем уже на этапе первого знакомство с ним обратить внимание на следующие показатели. Учитывайте, что их замеряют не при полной, а при 50-75% нагрузке на двигатель.

Запас хода

Количество часов, которые сможет проработать двигатель на одной заправке.

Чем выше эта цифра, тем лучше.

Расход топлива

Количество топлива, расходуемого за час работы.

Чем ниже эта цифра, тем лучше.


6. Распространенность

Известность - не всегда результат доблести. Но иногда все же широкая популярность может стать преимуществом. Хотя бы тогда, когда марка двигателя хорошо известна:

  • В составе ДГУ

    Электростанция работает эффективно, когда эффективно работает ее двигатель. Чтобы не терять полезные Джоули, лучше выбирать те двигатели, которые были собраны с учетом всех потерь, возможных в энергоустановке. Обращайте внимание на то, как часто используется та или иная марка в составе автономных источников энергии, а лучше – присмотритесь к образцам, спроектированным специально для работы в составе дизель-генераторов. С такими двигателями установка с большей вероятностью будет работать на максимум.

  • В вашей сфере деятельности

    У двигателей, давно представленных на рынке, репутация уже сформирована. Есть марки, зарекомендовавшие себя в службе на нефтяных разработках, на железной дороге, в сельском хозяйстве, на морских судах. Считается, что их характеристики отлично подходят для решения конкретных отраслевых задач. Уделяйте больше внимания тем двигателям, которые принято использовать в вашей сфере деятельности.

  • В вашем парке техники

    Если электрогенератор для вас - очередной экземпляр в целой коллекции техники, то неплохо будет подумать о взаимозаменяемости запчастей внутри парка. Единая марка двигателя на всех агрегатах позволит вам экономить на обслуживании: общаться с одной сервисной командой, держать при себе запас ходовых запчастей, использовать одинаковое топливо. Вообще, если вы давно и хорошо знакомы с тем или иным двигателем, то наверняка заходите увидеть его и в составе дизель-генератора.

  • В сервисных компаниях

    Своевременные диагностика, техническое обслуживание и устранение неисправностей должны стать правилом при общении с дизель-генератором. Эти процессы проходят гладко, если достаточное количество сервисных организаций в курсе, как устроен двигатель вашей установки. Узнайте заранее, сколько авторизованных центров находится поблизости и не являются ли запчасти для выбранной марки большой редкостью на российских просторах.


7. Дополнительные преимущества

Если основные рабочие критерии у нескольких моделей двигателей кажутся одинаковыми, то в поле зрения попадают другие не обязательные, но полезные особенности. Иногда именно они могут стать решающим аргументом в деле выбора. Но чаще все же рассматриваются как приятный бонус.

  • Габариты

    Небольшие размеры двигателя - это плюс. Они обеспечат достаточно пространства внутри электростанции для проведения технических работ или установки дополнительного оборудования. Если к тому же речь идет о моделях большой мощности - это еще и показатель конструкторского мастерства создателей двигателя.

  • Экологичность

    Tier 3 и Евро 5 - это стандарты, регулирующие чистоту и токсичность выхлопных газов. Обратите внимание на двигатели, соответствующие этим показателям, если собираетесь использовать дизельную установку в населенных пунктах, природных заповедниках, охранных зонах или просто беспокоитесь о защите окружающей среды.

  • Внешний вид

    Иметь дело с техникой, внешний вид которой оставляет желать лучшего, неприятно. Пусть даже с ее рабочими свойствами все в порядке. Поэтому если вам не нравится перспектива регулярно наблюдать неаккуратные швы и дефекты покраски, выбирайте образцы, у которых в этой области все безупречно.

Теперь вы знаете, что двигатель, на базе которого собран дизель-генератор, определяет все основные рабочие характеристики энергоустановки. Поэтому к его выбору стоит отнестись с особенной внимательностью. Мы подсказали вам, на каких критериях разумнее всего строить этот процесс. Надеемся, эти советы помогут найти тот самый двигатель, который лучше всего подходит именно для вашего случая. Удачи!


Приложение. Характеристика некоторых двигателей, использующихся в составе ДГУ (дата исследования - 2015 год)

ММЗ, ЯМЗ, ТМЗ (Россия, Беларусь)
Конструкция Простая
Высокотехнологичная
Режимы работы ESP
PRP
LTP
COP
Способны принимать до 100% нагрузки единовременно.
Ресурс Отсутствие конструкторских недоработок
Качественные компоненты
Качественная сборка
Набор мелких дефектов качества.
Адаптированность к России Неприхотливость к качеству топлива
Ремонтопригодность
Способность выдержать холода
Максимально приспособлены к России
Топливная экономичность Большой запас хода
Низкий расход топлива
Не экономичны. Большой расход топлива
Распространенность В составе ДГУ
В определенных сферах деятельности
В сервисных компаниях
Используются в России повсеместно. Огромное количество дилеров и сервисных центров, широкий выбор запасных частей.
Дополнительные преимущества Габариты
Внешний вид
Экологичность

Doosan (Южная Корея)
Конструкция Простая
Высокотехнологичная
ТНВД рядного типа, электронный регулятор.
Режимы работы ESP
PRP
LTP
COP
Хорошо принимают нагрузку.
Ресурс Отсутствие конструкторских недоработок
Качественные компоненты
Качественная сборка
Комплектующие лучших брендов (Bosch, Zexel), качество сборки соответствует мировому уровню.
Адаптированность к России Неприхотливость к качеству топлива
Ремонтопригодность
Способность выдержать холода
Просты в обслуживании, неприхотливы к качеству ГСМ и условиям эксплуатации.
Топливная экономичность Большой запас хода
Низкий расход топлива
Распространенность В составе ДГУ
В определенных сферах деятельности
В сервисных компаниях
  • С маркой работают европейские производители дизель генераторов: SDMO, Himoinsa, Gesan, AKSA
  • Применяются в горных районах – снижение характеристик начинается после высоты 1500 м
  • Большой склад запасных частей, сервисная поддержка в России
Дополнительные преимущества Габариты
Внешний вид
Экологичность

Mitsubishi (Япония)
Конструкция Простая
Высокотехнологичная
ТНВД рядного типа.
Режимы работы ESP
PRP
LTP
COP
Подходят для снабжения энергией объектов, чувствительных даже к небольшим потерям напряжения.
Ресурс Отсутствие конструкторских недоработок
Качественные компоненты
Качественная сборка
Адаптированность к России Неприхотливость к качеству топлива
Ремонтопригодность
Способность выдержать холода
Могут использоваться даже при критически низких температурах и в крайне тяжелых условиях.
Топливная экономичность Большой запас хода
Низкий расход топлива
Средний уровень экономичности.
Распространенность В составе ДГУ
В определенных сферах деятельности
В сервисных компаниях
  • На базе двигателей создаются дизельные электростанции Eisemann, Hitachi, Gesan, SDMO
  • Применяются в авиации, судостроении, компрессорах, строительной и дорожной технике, грузовых и легковых автомобилях, военных машинах
Дополнительные преимущества Габариты
Внешний вид
Экологичность

Volvo Penta (Швеция)
Конструкция Простая
Высокотехнологичная
Двигатели, опережающие время. Имеют электронную систему управления двигателем EMS2.
Режимы работы ESP
PRP
LTP
COP
Хороший прием нагрузки. Среднее время пуска – 6 с.
Ресурс Отсутствие конструкторских недоработок
Качественные компоненты
Качественная сборка
Максимально эффективная конструкция. Работают безотказно. Обладают высоким КПД.
Адаптированность к России Неприхотливость к качеству топлива
Ремонтопригодность
Способность выдержать холода
Минимальная температура холодного пуска - 30° С
Топливная экономичность Большой запас хода
Низкий расход топлива
  • Содержат компрессионные поршневые кольца типа "Keystone" для снижения потерь моторного масла на угар
  • Стоимость одного кВт электроэнергии может быть снижена на 5-7%
Распространенность В составе ДГУ
В определенных сферах деятельности
В сервисных компаниях
  • Разработаны специально для дизель-генераторов. Устанавливается на электростанции SDMO, Pramac, Gesan, Himoinsa
  • Популярны на морских судах
  • Лучшая сервисная сеть в стране
Дополнительные преимущества Габариты
Внешний вид
Экологичность
  • Низкий уровень шума
  • Сниженное воздействие на окружающую среду подстверждено сертификатом Green Commitment

MTU (Германия)
Конструкция Простая
Высокотехнологичная
  • Электронная система управления двигателем с функцией авто-диагностики и возможностью удаленного контроля "ADEC"
  • Встроенная система диагностики неисправностей
Режимы работы ESP
PRP
LTP
COP
Сконструированы специально для работы в режиме Continuous - 24 часа при полной нагрузке.
Ресурс Отсутствие конструкторских недоработок
Качественные компоненты
Качественная сборка
Высокий ресурс - 60 000 часов до капитального ремонта.
Срок службы: более 50 лет Длительные интервалы между плановыми ТО (500 ч).
Адаптированность к России Неприхотливость к качеству топлива
Ремонтопригодность
Способность выдержать холода
Для обслуживания необходимы недешевые расходные материалы, специальное оборудование и высокая квалификация персонала
Топливная экономичность Большой запас хода
Низкий расход топлива
Повышенная экономичность за счет применения особых систем подачи топлива
Распространенность В составе ДГУ
В определенных сферах деятельности
В сервисных компаниях
Используются в сферах, которые требуют повышенной надёжности: железнодорожные и морские суда.
Дополнительные преимущества Габариты
Внешний вид
Экологичность
Низкие уровни шума и вибрации Самый низкий в классе выброс вредных веществ в атмосферу (по немецкому стандарту TA-Luft)

Perkins (Великобритания)
Конструкция Простая
Высокотехнологичная
Насос-форсунки с механическим приводом и электронным управлением (MEUI), подключенные к полностью автономной электронной системе управления, обеспечивают регулирование по классу G3 согласно ISO 8528
Режимы работы ESP
PRP
LTP
COP
Признаны надежными источниками энергии большой мощности
Ресурс Отсутствие конструкторских недоработок
Качественные компоненты
Качественная сборка
Инженерный центр Perkins ведет постоянную работу по усовершенствованию двигателей
Адаптированность к России Неприхотливость к качеству топлива
Ремонтопригодность
Способность выдержать холода
Удлиненный 500-часовой интервал технического обслуживания
Топливная экономичность Большой запас хода
Низкий расход топлива
Распространенность В составе ДГУ
В определенных сферах деятельности
В сервисных компаниях
  • Марка хорошо известна в России
  • Популярна в парках владельцев тракторов и дорожно-строительных машин
  • Более 4000 сервисных центров в Мире
Дополнительные преимущества Габариты
Внешний вид
Экологичность
Допускается использование нескольких видов топлива, например, дизель, авиакеросин, биодизель

FAW (Китай)
Конструкция Простая
Высокотехнологичная
ТНВД рядного типа
Режимы работы ESP
PRP
LTP
COP
Справляются с длительной интенсивной нагрузкой
Ресурс Отсутствие конструкторских недоработок
Качественные компоненты
Качественная сборка
Базовая разработка, компоненты и сборка – лучшее, что может предложить Китай. Однако уровень не дотягивает до мирового
Адаптированность к России Неприхотливость к качеству топлива
Ремонтопригодность
Способность выдержать холода
Для обслуживания не требуется специальное оборудование и высокая квалификация персонала
Топливная экономичность Большой запас хода
Низкий расход топлива
Двигатели форсированы, поэтому расходуют меньше топлива
Распространенность В составе ДГУ
В определенных сферах деятельности
В сервисных компаниях
  • Двигатель слабо известен в мире ДГУ, зато заработал хорошую репутацию в автомобильной сфере. Его используют Toyota, Ford, Mazda, CAT.
  • В России есть официальное представительство, но сервисная сеть не большая
Дополнительные преимущества Габариты
Внешний вид
Экологичность
  • Компактные
  • Хорошее лакокрасочное покрытие

Все статьи

Главные события от первого лица
Андрей Медведев
#ЖИЗНЬ WHITE RUSSIA
Андрей Медведев 06.07.2025 06:32:41
#БИЗНЕС БОЛЕЗНИ РОСТА ПСМ Если вы меня регулярно читаете, то уже знаете, что ПСМ вырос с 2021 года с 2 млрд выручки до 9 млрд. И это, конечно же, прекрасно, не случайно и заслуженно. Но, как частно бывает, такой рост нельзя, к сожалению, назвать полностью органичным. В компании появились перекосы, и если их не устранить, она начнет трещать по швам. Учитывая, что сейчас рынок не способствует росту, есть риск растерять достигнутые успехи. Основные проблемы, которые я сейчас вижу: 1. Управление крупным бизнесом. Менеджмент компании с оборотом около 10 млрд во многом продолжается по старинке, в ручном режиме. Некоторые сферы начинают выпадать из поля зрения и терять эффективность. Нужны сильные лидеры внутри. 2. Разнообразие продуктов и отраслей. У ПСМ очень много разных продуктов и направлений бизнеса. Уделять каждому из них столько же внимания, сколько конкуренты, специализирующиеся исключительно на этих продуктах, практически невозможно. Вывод в отдельные бизнес-юниты и направления. 3. Скорость принятия решений. Всё стало происходить медленнее. Иногда буквально хочется «застрелить» за тупизм, ненужную бюрократию, избыточные согласования и другие вещи, которые мне совершенно чужды и явно мешают бизнесу развиваться. Здесь пока кроме автоматизации даже не знаю, что делать. 4. Зависимость от крупных проектов. С одной стороны, проще и интереснее иметь несколько крупных клиентов и проектов. Но я всегда считал это рискованной моделью для устойчивого бизнеса. Крупные проекты обязательно необходимы для большого бизнеса. Но у меня в голове всегда была формула, что один проект/клиент не должен быть больше, чем 20 % бизнеса. 5. Оборотный капитал. Управление обороткой, особенно складом и незавершённым производством, стало критически важным. Деньги сейчас слишком дорогие, и неэффективное управление может быстро «съесть» весь капитал. Раньше мы могли закупать крупные комплектующие сразу при размещении заказа на производство, но сейчас без точного и детального планирования (автоматизированного) это ведёт к серьёзным финансовым проблемам. 6. Проектирование и разработка - самая сложная и самая важная функция для трансформации. В идеале для самих инженеров ничего бы не менять и просто брать и брать десятки новых сотрудников. Но в реальности так уже не работает, поэтому надо менять подходы. Новый этап, новые вызовы и новые возможности одновременно. Надо постоянно меняться, иначе это путь в один конец, причем в плохой.
Андрей Медведев 30.06.2025 08:29:55
#ПСМ ЭТО ПО ЛЮБВИ Это был самый эмоциональный, тёплый, дружеский, запоминающийся корпоратив за всю историю ПСМ!. Сочинский уикенд, посвященный 20 лет ПСМ, был драйвовым, кайфовым и ярчайшим. Просто невероятная радость и гордость, что в нашей компании работают сотни таких замечательных и искренних людей. P.S. Во время салюта, пожалуй, впервые в жизни подумал, что всё-таки чего-то мне удалось добиться в этой жизни. Но точно знаю, что это лишь начало большого и увлекательного пути!
Андрей Медведев 28.06.2025 06:42:53
#БИЗНЕС НАСТУПАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗИМА ИЛИ ЭТО НЕБОЛЬШИЕ ЗАМОРОЗКИ На этой неделе в новостях с ПМЭФ интересно было читать формулировки того, что происходит в нашей экономике: «плановое охлаждение», «выход из перегрева», «сбалансированная траектория», «на грани перехода в рецессию» и другие. Я понимаю политиков им часто нельзя вещи называть своими именами. Глобально всё уже понимают несколько месяцев, что ситуация в экономике не простая и в машиностроении, например, глобальное падение спроса (30-40 %). Всё сильно изменилось и много вопросов, что будет дальше главные из них: 1. Кредитная ставка. Коммерческая кредитная ставка под 25 %, снижение вызвало небольшой оптимизм, но пока это ничего системно не поменяло. Насколько сейчас ставка в принципе уже управляет экономической активностью? Когда она придёт в реальные цифры, которые позволят бизнесу снова инвестировать? 2. Курс рубля. Все на Форуме в один голос говорили про равновесный доллар по 100 рублей. Так вот вопрос, что должно произойти, чтобы он действительно так вырос. Кто и как сейчас реально влияет на формирование курса, учитывая специфику валютных торгов? 3. Цикличность экономики. Как сказал министр финансов, что за похолоданием всегда приходит лето. Я тоже согласен, что экономика циклична. Но очень большой вопрос когда снова наступит позитивный тренд. Кто-то говорит про полгода, а кто-то и про 5 лет. 4. Крупные инвестпроекты. Мы 2 года масштабно работаем на одном крупном проекте, который финансируется из Фонда национального благосостояния. ФНБ сильно сократился за последние годы, поэтому возможно часть мегапроектов могут быть заморожены. А эти глобальные стройки хорошо поддерживали экономику. 5. Новая модель роста. Поднимался вопрос, что существующая модель роста экономики исчерпала себя. Что может стать новым фундаментальным драйвером экономического роста? Цифровая трансформация экономики и ИИ? Насколько быстро и эффективно это повлияет на реальную экономику и поможет ли компенсировать текущие проблемы? Несмотря на общую ситуацию в экономике главное для любого бизнеса это управление внутренними задачами и проблемами. Соответственно, и моя задача — не отслеживать новости (хотя это нужно для понимания трендов и повестки), а максимально эффективно настраивать внутренние бизнес-процессы с учетом текущих реалий.
Андрей Медведев 21.06.2025 01:00:29
#ЖИЗНЬ ЗАКАТ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЫ. YES OR NO? Даже после 2022 года я регулярно бываю в Европе. Мне нравится историческое наследие, красота маленьких городов, фантастическая природа и ухоженность. Но то, о чём я здесь регулярно думаю - это о том, что наступил некий тупик системы. И это, конечно же, не из-за меншинств или чего-то подобного. Ты смотришь, сколько великого здесь создали предки, но думаешь о том, что это было создано когда-то очень давно. И по сравнению с этим то, что создается сейчас, уже не масштабно и не амбициозно. Тем более, если сравнивать с Эмиратами, Китаем или где-то даже Москвой. Просто много лет назад Европа выбрала путь стабильности и комфорта взамен развитию. Ощущение, что нет той интенсивности и страсти в работе, как в США, Китае или России. Здесь намного меньше крутых стартапов, прорывных технологий (только Оземпик может быть). Пока максимально сильные позиции у европейских компаний в luxury брендах, и этот рынок очень сильно вырос за последние 10 лет. А классические сильные отрасли типа автомобилестроения явно находятся в системном кризисе из-за отставания в инновациях. Интересно, этот путь как-то будет скорректирован или продолжится медленная деградация и проигрыш глобальной конкуренции? P.S. Хотя типичному французу, который сидит в ресторанчике в Бордо, пьёт вкусное вино и ест отличный сыр и мясо, возможно, и нет дела на эти имперские рассуждения. Единственное, сейчас, разговаривая с многими европейцами, они уже к безопасности в своих городах (особенно крупных) стали относиться с тревогой.
Андрей Медведев 17.06.2025 08:40:32
#БИЗНЕС МАРКЕТИНГ ВИНА Вчера были на экскурсии во французских шато по Бордо. Наш гид Лейсан, которая после переезда сюда выучилась на технолога -винодела провела нам очень интересный трип. Мне всегда интересно смотреть на многие вещи с точки зрения бизнеса. Я не большой специалист в вине (к счастью), и меня всегда интересовало ценообразование на этот продукт. Здесь в обычном винном бутике Сент-Эмильона бутылка вина варьируется от 5 до 10 000 Евро (я уже не говорю про цены на аукционах). Мне всегда казалось, что на вкус вино свыше 50 Евро я уже не пойму в чем его особенность. Гид мне подтвердила, что так и есть более высокие цены на базовое вино - это маркетинг и история (тоже маркетинг). Например, мы были в первом Chateau de Pressac, где бутылка вина первой линии стоит 50 Евро, и дальше заехали посмотреть Chateau Angelus, где такое же базовое вино стоит 500 Евро. Отличия по вкусу практически невозможно уловить, но за вторым вином 250-летняя история и маркетинг (оно появлялось во многих голливудских фильмах). Она говорит, что всегда смешно видеть русских, которые приезжают и говорят, что они вино дешевле 150 евро за бутылку даже пробовать не будут, а потом оказывается на деле, что они вообще не разбираются в вине. Есть коллекционный рынок, который определяется ограниченностью. Например, во всем мире осталось всего 5 бутылок определенного вина 1980 года, и оно, естественно, больше никогда не будет произведено, но это уже, по сути, рынок произведений искусства. А вообще, обычные французы каждый день пьют вино за 5-6 евро, максимум 10-12 евро. Одна из многих интересных историй, которые мы здесь услышали. Один чувак не имел своего шато, но купил небольшой 1 га участок земли под Сент-Эмильоном и стал делать вино прямо у себя в гараже собственного дома в городе. Его в профессиональных кругах презрительно начали называть «гаражистом». В итоге его вино попробовал знаменитый американский критик Роберт Паркер, и он получил 100 из 100 баллов, после чего его вино мгновенно вошло в моду. В итоге он решил использовать эти нападки в маркетинге и сделал потом ставшее супер популярным вино “Bad boy” с изображением «паршивой овцы» и словом «Гараж». А дальше ещё розовое вино «Bad girl». Ещё меня очень интересовал вопрос, кто же сейчас является собственником этих шато. В одном Сент-Эмильоне их 850 (85 крутых - классификация Grand cru Classe). Конечно же, уже единицы остались винных бизнесов, где управляет семья создателей. Половина - это богатые французские семьи, которые скопили состояние, и многие из них здесь реально живут и этим занимаются сами. А половина - это банки, инвестфонды и другие иностранные инвесторы. Для них уже это просто одна из инвестиций в портфеле. Для французов это печально, но деньги есть деньги.
Андрей Медведев 15.06.2025 06:47:06
#ЖИЗНЬ ДЕНЬ РОССИИ У нас действительно очень крутая страна. Большая, красивая, вкусная и особенная. В какой-то период мы действительно стали забывать свои традиции, и мода сместилась на всё иностранное. Например, мы перестали есть русскую кухню, а стали итальянскую, японскую и другие. Сейчас же наоборот ярко выраженный тренд на локальные продукты и местную кухню (это, конечно, не значит только её). Такая же ситуация была и с промышленностью. Много раз слышал: что угодно, кроме СДЕЛАНО В РОССИИ. Или ещё хуже, что русский человек не способен прикрутить двигатель к генератору. При этом, на мой взгляд, не должны быть и полного протекционизма и изоляции, когда все везде запрещено. Недавно был в Дубае и Баку — позже обязательно напишу отдельный пост, сколько новых эмоций и знаний получил, общаясь с людьми, которые живут и работают за пределами России, про технологии, рынки и мировые тренды». Надеюсь, что в ближайшие годы, независимо ни от каких обстоятельств, в нашей любимой стране будет происходить много всего нового и яркого. Я, со своей стороны, максимально постараюсь внести вклад в историю России. Хочу посетить ещё 100 стран, но жить собираюсь только в России.
Андрей Медведев 12.06.2025 04:04:29
#БИЗНЕС БИРЮЗОВАЯ КОМПАНИЯ Какое-то время назад я написал пост про то, что рассматриваю обучение на программе Executive MBA. И мне коллега говорит: «А ты понимаешь, что тебя там будут учить всяким идеям типа «построение бирюзовых компаний» и прочего. Ты готов меняться и не раздавать пи***лей, а верить в сознательность и т.д.» Кто не знает бирюза - это организация без жесткой иерархии, основанная на самоуправлении и взаимном доверии. В целом идея прикольная, и уверен, что в мире есть успешные примеры бирюзовых грёз, особенно в IT сфере. Но искренне не верю, что в нашем конкретном бизнесе это будет работать. Причины: 1. Мы работаем в условиях дефицита кадров и верить, что все будет сознательные и вознесенные, не приходится. 2. Особенно в нашем инжиниринговом бизнесе есть много очень нестандартных ситуаций, где люди не знают, что делать и зависают. 3. У нас принято давать негативную обратную связь индивидуально. Я считаю, что иногда важнее прямо и открыто говорить о проблемах, а люди должны научиться воспринимать это без личных обид. 4. Многие сотрудники искренне говорят, что хотят свободу и ответственность, но потом оказывается, что именно эти вещи делают их работу менее комфортной. Я внимательно изучаю exit-интервью и там много таких примеров. Конечно, у нас в компании много (думаю намного больше, чем в других производственных компаниях) людей, которые могли бы так работать. Но их условно 10-20 % от всех, кому это нужно, и есть шанс потерять всех остальных профессиональных и эффективных сотрудников. Думаю, идеи Agile и бирюзы явно нужны в компании: неформальное общение, поощрение креатива, снижение бюрократии при решении вопросов (не при учете, например). Поэтому надо переодически раздавать пи***лей в корпоративных чатах по реализации сложных проектов. Думаю, что коллеги понимают и принимают такой подход (ну или у них просто нет выхода
Андрей Медведев 03.06.2025 08:14:10
#БИЗНЕС АГРЕССИВНАЯ СРЕДА Сегодня бегал на дорожке и слушал интервью Николая Сторонского (финтех-компания Revolut оценка $45 млрд.). Он подтвердил моё личное мнение, что в России наряду с Америкой и Китаем самая агрессивная бизнес-среда (его бизнес работает в 50 странах мира). Причем интересно, что, на мой взгляд, причины этой среды совершенно разные. Китай в принципе страна ожесточенной конкуренции с детства для каждого человека, США - страна капитализма, предпринимательства и большого входного билета на рынок, а в России просто внешняя среда бесконечно подкидывает тебе сюрпризы и постоянно надо меняться, или тебе п***ц. За последние 20 лет были окна больших возможностей (например, 2005–2008, 2010–2014, 2016–2019 и 2022–2024 годы), между которыми наступали жесткие кризисы и приходилось буквально выживать. При этом за эти годы большинство внешних факторов становилось всё агрессивнее, особенно сейчас. Но в этом есть и плюсы: борясь за жизнь более ожесточенно, ты точно становишься сильнее. Рынок позволяет зарабатывать, но при этом есть много больших НО. Здесь есть одна огромная проблема для российских игроков. Мы должны выживать исключительно на своем внутреннем рынке, а китайские и американские конкурентоспособные компании работают глобально. И это сказывается не только на эффект масштаба, но и на технологии (можно использовать всё самое передовое и необходимое), персонал (в том же Revolut работают люди из 115 стран, и у каждого свои сильные стороны) и заимствовать опережающие рынок тренды. В любом случае будем бороться дальше и не бояться ни внутренних, ни внешних вызовов. Если они нас не убьют, то сделают ещё сильнее.
Андрей Медведев 01.06.2025 06:47:06
#ПСМ 20 ЛЕТ СПУСТЯ Ровно 20 лет назад началась невероятная история ПСМ! Это путь, полный драйва, жёстких вызовов и ярких побед, которыми стоит гордиться. Конечно, были и сложные моменты, и даже болезненные поражения, но такова реальность бизнеса и жизни в целом. Главное — мы никогда не сдаёмся! Всё это стало возможным исключительно благодаря вам — сотрудникам, партнёрам, клиентам и даже конкурентам, которые мотивировали нас быть лучше с каждым днём. Спасибо, что были и остаётесь частью нашего мощного движения вверх
Андрей Медведев 01.06.2025 04:31:03