Важно
Подпишись на телеграм ген директора ПСМ Андрея Медведева
Телеграм ген директора ПСМ Андрея Медведева
Главные события от первого лица
Переходи на канал
Меню

Выбираем дизельные генераторы: какой двигатель лучше?

22.12.2014

Скоро на вашем объекте появится автономный источник энергии – дизель-генератор. Вы уже на полпути к покупке. Но в процессе подбора энергоустановки возник резонный вопрос – какой двигатель должен стоять в ее составе?

Универсального ответа на этот вопрос не существует. У каждого дизельного двигателя есть свои плюсы и минусы. Ни одна, даже самая респектабельная, марка, не является исключением. Выбирая электростанцию по двигателю, не стоит ориентироваться исключительно на громкое имя или страну происхождения. Не стоит также делать ставку на высокую или низкую цену. Ваше решение должно основываться на целом ряде критериев. Мы поделимся лишь некоторыми из них – самыми основными.


1. Режим работы

Автономное производство энергии служит разным целям: постоянно снабжать объект электричеством, запитать его в случае аварии, дублировать основной источник энергии или сгладить пики потребления нагрузки. Двигатель для дизельной электростанции стоит выбирать исходя из цели, которую преследуете вы.

Существует несколько режимов работы дизель-генераторов. Мы выделили основную характеристику двигателя, которая потребуется, чтобы справится с каждым из них. Производители двигателей обычно рекомендуют модели, подходящие для того или иного режима. При этом учитывайте, что некоторые марки хороши на малых мощностях, другие – на средних, третьи – на больших.

ESP (Emergency Standby Power)
резервно-аварийный режим

Электростанция включается только в случае внезапного исчезновения энергии в основной сети.

Двигатель должен уметь безопасно и быстро принимать нагрузку.

LTP (Limited Time Power)
режим ограниченной по времени мощности

Энергоустановка страхует сеть от кратковременных блэкаутов. Двигатель в ее составе способен принять максимум нагрузки единовременно.

Двигатель должен быть способен принять 100% нагрузки единовременно.

PRP (Prime Power)
режим основной мощности

Дизель-генератор работает постоянно не на полную мощность или используется как дополнительный источник в энергоемких отраслях промышленности.

Двигатель должен длительное время работать без сбоев.

COP (Continuous Power)
режим длительной мощности

Энергоустановка принимает на себя всю нагрузку во время длительных или часто повторяющихся перебоев в энергоснабжении, особенно на объектах, связанных с транспортом, компьютерной техникой, безопасностью государства.

Двигатель должен показать способность много часов безошибочно работать при полной нагрузке.


2. Конструкция

  • Простая

    Не имеет в составе сложной автоматики.

  • Высокотехнологичная

    Снабжена компьютерными мозгами, датчиками и полезными системами, вроде автоматической очистки клапанов.

Плюсы. Элементарное обслуживание и ремонт таких двигателей под силу каждому, кто разбирается в механике.

Плюсы. Двигатели умеют полностью самостоятельно регулировать свою работу.

Минусы. Простая конструкция не предусматривает никаких дополнительных систем, способствующих продлению жизни двигателя. А также ограничивает вас в возможностях контроля за параметрами его работы.

Минусы. Слишком «навороченные» двигатели часто имеют свойство капризничать по пустякам. А обслужить умный двигатель без подготовки не получится - помощь квалифицированного специалиста обязательна.

Резюме. Двигатели простой конструкции подойдут для работы в отдаленных северных поселках и котельных, на промышленных, сельскохозяйственных и горнодобывающих объектах.

Резюме. Электростанции на сложных двигателях идеальны для объектов транспорта, городской инфраструктуры (офисов, больниц), телекоммуникации (серверов, баз данных) Им не место в глубокой глуши - там, где не будет оказано должного профессионального внимания.


3. Ресурс

Чтобы электростанция прослужила вам дольше, жизнеспособность двигателя не должна подвергаться сомнению. Существует ресурс, заложенный производителем. То время, которое двигатель способен проработать до капитального ремонта. Но эта цифра рассчитана для идеальной среды, создать которую в реальности получается редко. Ведь продолжительность жизни двигателя зависит от условий эксплуатации, топлива, которое вы будете использовать, работы в нештатных режимах, своевременного технического обслуживания. Тем не менее, часть параметров, определяющих долговечность двигателя, вполне реально проверить еще до покупки.

  • Отсутствие конструкторских недоработок

    Не важно, какая технология положена в основу двигателя: новейший проект или традиционная схема. Главное, чтобы разработкой этой технологии занимались профессионалы. Только продуманная система работает, как надо. Узнайте, как обстоят дела с инжинирингом у компании-производителя дизельного двигателя.

  • Качественные компоненты

    Какие компоненты использованы в составе двигателя? Где были произведены блок цилиндров, поршневая группа, топливный насос, турбокомпрессор? Проверьте, что производитель имеет дело только с оригинальными частями и новейшими материалами. Тогда они не подведут в процессе работы.

  • Качественная сборка

    Отсутствие производственных дефектов – серьезный показатель долговечности двигателя. Обратите особое внимание на то, где, на каких станках и в каких условиях происходит сборка двигателя.

Хорошо если в механизме газораспределения предусмотрены гидротолкатели клапанов и гидронатяжители цепи. Они способствуют снижению ударных нагрузок и продлению жизни мотора.

Недостаточная жесткость блока цилиндров или небольшая производительность маслонасоса влияет на ресурс двигателя не в лучшую сторону.

Отклонение в процессе производства от геометрических особенностей, заложенных инженерами, недопустимо. Оно может повлечь за собой лишние вибрации и повреждения даже износостойких деталей двигателя.


4. Адаптированность к России

Некоторые регионы нашей страны по своему климату и бытовым условиям впору считать экстремальными. Между тем, автономные источники энергии требуются и там тоже. Поэтому, если вы собрались использовать дизель-генератор на суровом Севере или в безлюдной тайге – узнайте, готов ли двигатель к испытаниям. Для этого он должен обладать тремя незаменимыми характеристиками.

Неприхотливость к качеству топлива

Найти в отдаленных регионах рекомендованное производителем топливо бывает крайне затруднительно. Приходится выходить из положения, и заливать то единственное, что доступно. Но дизельное топливо, выпускаемое в России, по многим параметрам не соответствует европейским стандартам (цетановое число, содержание серы). Как отнесется двигатель к такому питанию? Некоторые моторы, особенно иностранные, крайне чувствительны к загрязнению механическими частицами, водой, посторонними химическими элементами. Топливо низкого качества очень быстро приводит к коррозии и выводит весь агрегат из строя. Поэтому выбирайте двигатель, который без колебаний примет любую предложенную солярку или заранее проверьте, сможете ли обеспечить снабжение двигателя жидкостями должного уровня.

Ремонтопригодность

Тяжелые условия эксплуатации снижают ресурс и приводят к ускоренному износу поршневой группы. Как поведет себя двигатель в этой ситуации? Потребует ремонта или наотрез откажется работать? В российской действительности благоразумнее отдать предпочтение тому двигателю, чей ремонт не потребует особых навыков и не повлечет длительного простоя оборудования. К тому же, если вы вынуждены использовать некачественное топливо, приготовьтесь часто менять элементы фильтрации топлива и регулировать необходимые узлы. Лучше научиться справляться с этим самостоятельно и отказаться от моделей, которые снабжены топливными насосами высокой точности.

Готовность выдержать холода

Безопасность запуска двигателя стремится к нулю, когда за окном -50. Хотя, конечно, само исполнение дизельного агрегата (утепленный контейнер и предпусковой подогреватель) поможет справиться с погодными ненастьями. Но для двигателя нахождение на морозе само по себе не должно стать шоком. В этом случае хорошо, если среди его технических характеристик упомянут мягкий зимний запуск.


5. Топливная экономичность

Абсолютное большинство владельцев ДГУ предпочитает экономить на производстве энергии. Поэтому одно из главных требований, предъявляемых к электростанции, – бережливость. Хотя на эту характеристику сильно влияют конструкция установки, условия и режимы эксплуатации, обеспечить экономичность сможет именно правильно выбранный двигатель. Советуем уже на этапе первого знакомство с ним обратить внимание на следующие показатели. Учитывайте, что их замеряют не при полной, а при 50-75% нагрузке на двигатель.

Запас хода

Количество часов, которые сможет проработать двигатель на одной заправке.

Чем выше эта цифра, тем лучше.

Расход топлива

Количество топлива, расходуемого за час работы.

Чем ниже эта цифра, тем лучше.


6. Распространенность

Известность - не всегда результат доблести. Но иногда все же широкая популярность может стать преимуществом. Хотя бы тогда, когда марка двигателя хорошо известна:

  • В составе ДГУ

    Электростанция работает эффективно, когда эффективно работает ее двигатель. Чтобы не терять полезные Джоули, лучше выбирать те двигатели, которые были собраны с учетом всех потерь, возможных в энергоустановке. Обращайте внимание на то, как часто используется та или иная марка в составе автономных источников энергии, а лучше – присмотритесь к образцам, спроектированным специально для работы в составе дизель-генераторов. С такими двигателями установка с большей вероятностью будет работать на максимум.

  • В вашей сфере деятельности

    У двигателей, давно представленных на рынке, репутация уже сформирована. Есть марки, зарекомендовавшие себя в службе на нефтяных разработках, на железной дороге, в сельском хозяйстве, на морских судах. Считается, что их характеристики отлично подходят для решения конкретных отраслевых задач. Уделяйте больше внимания тем двигателям, которые принято использовать в вашей сфере деятельности.

  • В вашем парке техники

    Если электрогенератор для вас - очередной экземпляр в целой коллекции техники, то неплохо будет подумать о взаимозаменяемости запчастей внутри парка. Единая марка двигателя на всех агрегатах позволит вам экономить на обслуживании: общаться с одной сервисной командой, держать при себе запас ходовых запчастей, использовать одинаковое топливо. Вообще, если вы давно и хорошо знакомы с тем или иным двигателем, то наверняка заходите увидеть его и в составе дизель-генератора.

  • В сервисных компаниях

    Своевременные диагностика, техническое обслуживание и устранение неисправностей должны стать правилом при общении с дизель-генератором. Эти процессы проходят гладко, если достаточное количество сервисных организаций в курсе, как устроен двигатель вашей установки. Узнайте заранее, сколько авторизованных центров находится поблизости и не являются ли запчасти для выбранной марки большой редкостью на российских просторах.


7. Дополнительные преимущества

Если основные рабочие критерии у нескольких моделей двигателей кажутся одинаковыми, то в поле зрения попадают другие не обязательные, но полезные особенности. Иногда именно они могут стать решающим аргументом в деле выбора. Но чаще все же рассматриваются как приятный бонус.

  • Габариты

    Небольшие размеры двигателя - это плюс. Они обеспечат достаточно пространства внутри электростанции для проведения технических работ или установки дополнительного оборудования. Если к тому же речь идет о моделях большой мощности - это еще и показатель конструкторского мастерства создателей двигателя.

  • Экологичность

    Tier 3 и Евро 5 - это стандарты, регулирующие чистоту и токсичность выхлопных газов. Обратите внимание на двигатели, соответствующие этим показателям, если собираетесь использовать дизельную установку в населенных пунктах, природных заповедниках, охранных зонах или просто беспокоитесь о защите окружающей среды.

  • Внешний вид

    Иметь дело с техникой, внешний вид которой оставляет желать лучшего, неприятно. Пусть даже с ее рабочими свойствами все в порядке. Поэтому если вам не нравится перспектива регулярно наблюдать неаккуратные швы и дефекты покраски, выбирайте образцы, у которых в этой области все безупречно.

Теперь вы знаете, что двигатель, на базе которого собран дизель-генератор, определяет все основные рабочие характеристики энергоустановки. Поэтому к его выбору стоит отнестись с особенной внимательностью. Мы подсказали вам, на каких критериях разумнее всего строить этот процесс. Надеемся, эти советы помогут найти тот самый двигатель, который лучше всего подходит именно для вашего случая. Удачи!


Приложение. Характеристика некоторых двигателей, использующихся в составе ДГУ (дата исследования - 2015 год)

ММЗ, ЯМЗ, ТМЗ (Россия, Беларусь)
Конструкция Простая
Высокотехнологичная
Режимы работы ESP
PRP
LTP
COP
Способны принимать до 100% нагрузки единовременно.
Ресурс Отсутствие конструкторских недоработок
Качественные компоненты
Качественная сборка
Набор мелких дефектов качества.
Адаптированность к России Неприхотливость к качеству топлива
Ремонтопригодность
Способность выдержать холода
Максимально приспособлены к России
Топливная экономичность Большой запас хода
Низкий расход топлива
Не экономичны. Большой расход топлива
Распространенность В составе ДГУ
В определенных сферах деятельности
В сервисных компаниях
Используются в России повсеместно. Огромное количество дилеров и сервисных центров, широкий выбор запасных частей.
Дополнительные преимущества Габариты
Внешний вид
Экологичность

Doosan (Южная Корея)
Конструкция Простая
Высокотехнологичная
ТНВД рядного типа, электронный регулятор.
Режимы работы ESP
PRP
LTP
COP
Хорошо принимают нагрузку.
Ресурс Отсутствие конструкторских недоработок
Качественные компоненты
Качественная сборка
Комплектующие лучших брендов (Bosch, Zexel), качество сборки соответствует мировому уровню.
Адаптированность к России Неприхотливость к качеству топлива
Ремонтопригодность
Способность выдержать холода
Просты в обслуживании, неприхотливы к качеству ГСМ и условиям эксплуатации.
Топливная экономичность Большой запас хода
Низкий расход топлива
Распространенность В составе ДГУ
В определенных сферах деятельности
В сервисных компаниях
  • С маркой работают европейские производители дизель генераторов: SDMO, Himoinsa, Gesan, AKSA
  • Применяются в горных районах – снижение характеристик начинается после высоты 1500 м
  • Большой склад запасных частей, сервисная поддержка в России
Дополнительные преимущества Габариты
Внешний вид
Экологичность

Mitsubishi (Япония)
Конструкция Простая
Высокотехнологичная
ТНВД рядного типа.
Режимы работы ESP
PRP
LTP
COP
Подходят для снабжения энергией объектов, чувствительных даже к небольшим потерям напряжения.
Ресурс Отсутствие конструкторских недоработок
Качественные компоненты
Качественная сборка
Адаптированность к России Неприхотливость к качеству топлива
Ремонтопригодность
Способность выдержать холода
Могут использоваться даже при критически низких температурах и в крайне тяжелых условиях.
Топливная экономичность Большой запас хода
Низкий расход топлива
Средний уровень экономичности.
Распространенность В составе ДГУ
В определенных сферах деятельности
В сервисных компаниях
  • На базе двигателей создаются дизельные электростанции Eisemann, Hitachi, Gesan, SDMO
  • Применяются в авиации, судостроении, компрессорах, строительной и дорожной технике, грузовых и легковых автомобилях, военных машинах
Дополнительные преимущества Габариты
Внешний вид
Экологичность

Volvo Penta (Швеция)
Конструкция Простая
Высокотехнологичная
Двигатели, опережающие время. Имеют электронную систему управления двигателем EMS2.
Режимы работы ESP
PRP
LTP
COP
Хороший прием нагрузки. Среднее время пуска – 6 с.
Ресурс Отсутствие конструкторских недоработок
Качественные компоненты
Качественная сборка
Максимально эффективная конструкция. Работают безотказно. Обладают высоким КПД.
Адаптированность к России Неприхотливость к качеству топлива
Ремонтопригодность
Способность выдержать холода
Минимальная температура холодного пуска - 30° С
Топливная экономичность Большой запас хода
Низкий расход топлива
  • Содержат компрессионные поршневые кольца типа "Keystone" для снижения потерь моторного масла на угар
  • Стоимость одного кВт электроэнергии может быть снижена на 5-7%
Распространенность В составе ДГУ
В определенных сферах деятельности
В сервисных компаниях
  • Разработаны специально для дизель-генераторов. Устанавливается на электростанции SDMO, Pramac, Gesan, Himoinsa
  • Популярны на морских судах
  • Лучшая сервисная сеть в стране
Дополнительные преимущества Габариты
Внешний вид
Экологичность
  • Низкий уровень шума
  • Сниженное воздействие на окружающую среду подстверждено сертификатом Green Commitment

MTU (Германия)
Конструкция Простая
Высокотехнологичная
  • Электронная система управления двигателем с функцией авто-диагностики и возможностью удаленного контроля "ADEC"
  • Встроенная система диагностики неисправностей
Режимы работы ESP
PRP
LTP
COP
Сконструированы специально для работы в режиме Continuous - 24 часа при полной нагрузке.
Ресурс Отсутствие конструкторских недоработок
Качественные компоненты
Качественная сборка
Высокий ресурс - 60 000 часов до капитального ремонта.
Срок службы: более 50 лет Длительные интервалы между плановыми ТО (500 ч).
Адаптированность к России Неприхотливость к качеству топлива
Ремонтопригодность
Способность выдержать холода
Для обслуживания необходимы недешевые расходные материалы, специальное оборудование и высокая квалификация персонала
Топливная экономичность Большой запас хода
Низкий расход топлива
Повышенная экономичность за счет применения особых систем подачи топлива
Распространенность В составе ДГУ
В определенных сферах деятельности
В сервисных компаниях
Используются в сферах, которые требуют повышенной надёжности: железнодорожные и морские суда.
Дополнительные преимущества Габариты
Внешний вид
Экологичность
Низкие уровни шума и вибрации Самый низкий в классе выброс вредных веществ в атмосферу (по немецкому стандарту TA-Luft)

Perkins (Великобритания)
Конструкция Простая
Высокотехнологичная
Насос-форсунки с механическим приводом и электронным управлением (MEUI), подключенные к полностью автономной электронной системе управления, обеспечивают регулирование по классу G3 согласно ISO 8528
Режимы работы ESP
PRP
LTP
COP
Признаны надежными источниками энергии большой мощности
Ресурс Отсутствие конструкторских недоработок
Качественные компоненты
Качественная сборка
Инженерный центр Perkins ведет постоянную работу по усовершенствованию двигателей
Адаптированность к России Неприхотливость к качеству топлива
Ремонтопригодность
Способность выдержать холода
Удлиненный 500-часовой интервал технического обслуживания
Топливная экономичность Большой запас хода
Низкий расход топлива
Распространенность В составе ДГУ
В определенных сферах деятельности
В сервисных компаниях
  • Марка хорошо известна в России
  • Популярна в парках владельцев тракторов и дорожно-строительных машин
  • Более 4000 сервисных центров в Мире
Дополнительные преимущества Габариты
Внешний вид
Экологичность
Допускается использование нескольких видов топлива, например, дизель, авиакеросин, биодизель

FAW (Китай)
Конструкция Простая
Высокотехнологичная
ТНВД рядного типа
Режимы работы ESP
PRP
LTP
COP
Справляются с длительной интенсивной нагрузкой
Ресурс Отсутствие конструкторских недоработок
Качественные компоненты
Качественная сборка
Базовая разработка, компоненты и сборка – лучшее, что может предложить Китай. Однако уровень не дотягивает до мирового
Адаптированность к России Неприхотливость к качеству топлива
Ремонтопригодность
Способность выдержать холода
Для обслуживания не требуется специальное оборудование и высокая квалификация персонала
Топливная экономичность Большой запас хода
Низкий расход топлива
Двигатели форсированы, поэтому расходуют меньше топлива
Распространенность В составе ДГУ
В определенных сферах деятельности
В сервисных компаниях
  • Двигатель слабо известен в мире ДГУ, зато заработал хорошую репутацию в автомобильной сфере. Его используют Toyota, Ford, Mazda, CAT.
  • В России есть официальное представительство, но сервисная сеть не большая
Дополнительные преимущества Габариты
Внешний вид
Экологичность
  • Компактные
  • Хорошее лакокрасочное покрытие

Все статьи

Главные события от первого лица
Андрей Медведев
#БИЗНЕС НЕ СКЛАДЫВАЕМ ЯЙЦА/ДВИГАТЕЛИ В ОДНУ КОРЗИНУ Идеология бизнеса ПСМ всегда была ориентирована на диверсификацию во всем. Не должно быть одного клиента, доля которого более 30 % бизнеса. Не должно быть одного производителя двигателей, в рамках сотрудничества с которым мы становимся монобрендом. Поэтому в дизельных двигателях большой мощности мы сейчас работаем с Weichai, Yuchai, Cummins, MTU, Mitsubishi. По большому счету изменилось только то, что мы теперь покупаем моторы или через Китай, или моторы изготавливаемые на китайских заводах. У нас точно самое широкое предложение для клиента, и главное, оно ориентированно не на продвижение какого-то бренда, а в первую очередь на решение задачи клиента. Отдельно напишу пост, как я оцениваю рейтинг всех двигателей. Сейчас в работе более 100 МВт на разных двигателях, поэтому кто лучше нас может рассказать реальную картину. Вчера посетили сборочное производство Mitsubishi в Шанхае. Мы исторически лучше всех в России знаем этот бренд, но раньше двигатели были с завода во Франции (там я был в 2019 году), а сейчас с заводов в Китае и Японии. По газовым двигателям мы работаем с Weichai (Baudoin) и CNPC Jichai. C европейскими брендами сейчас не работаем, так как это проектное оборудование и, на наш взгляд, это запредельные риски остаться без отправленного туда бабла. P.S. Нас часто спрашивают и тыкают, когда мы будем использовать российские двигатели. Ответ такой же, как ранее: когда будут большие двигатели, сразу же начнем их использовать (тем более часть рынка это просит). Но здесь есть еще одна проблема, что с российским заводов двигателей ты обычно чувствуешь себя никак уважаемый клиент, а как попрошайка и недруг.
Андрей Медведев 10.12.2024 06:45:07
#БИЗНЕС ГОРЯЧИЙ ДЕКАБРЬ Это видео идеально отражает наш настрой и состояние (столько всего надо сделать, что аж дух захватывает). Это одновременно жесть и напряг, но в тоже время кайф и адреналин. Необходимый результат сейчас максимально осязаем и понятен. Уверен, что ПСМ - это очень сильная, амбициозная команда, которая справится с поставленной целью на 100 %. От нашей победы зависит успех наших клиентов. Надеюсь скоро горячий декабрь превратится в новогодний. P.S. Если что, мы не еб…тая секта ????. Изначально это снималось как поздравление с ДР наших любимых партнеров.
Андрей Медведев 06.12.2024 06:47:06
Открытое интервью с генеральным директором компании «ПСМ» Андреем Медведевым пройдет в четверг 5 декабря Можно подключиться и послушать интервью. Ссылка для подключения: https://us06web.zoom.us/j/83626941319 «ПСМ» — одна из крупнейших машиностроительных компаний в России. Три завода по производству энергетического, насосного оборудования и металлоконструкций находятся Ярославской области. Какие задачи стоят перед предприятием? В чем причины успеха компании? Какие рынки наиболее перспективны? В четверг, 5 декабря, в 11 часов состоится Открытое интервью с генеральным директором компании «ПСМ» Андреем Медведевым. #новости_энергетики #открытое_интервью
Андрей Медведев 04.12.2024 10:33:11
Подключайтесь завтра в 11-00. Сам не знал, что это будет в прямом эфире ???? Расскажу про итоги 2024 и планы 2025. Плюс - почему именно мы самая успешная компания в России на рынке Малой Энергетики.
Андрей Медведев 04.12.2024 10:33:10
#БИЗНЕС МОЙ БИЗНЕС Думаю, все подписчики канала знают, что у меня есть основной бизнес - ПСМ (из названия канала это тоже понятно). Кстати, на конец года в нём будет работать уже около 600 человек (а, очень скоро, думаю, и 1000). Я там и учредитель, и генеральный директор, и директор по продажам. Короче, занят там по полной. Сейчас в рамках ПСМ мы хотим создать или купить отдельную ПРОЕКТНУЮ КОМПАНИЮ объектов энергетики. Ну и главный проект вертикального расширения - это выход в отрасль ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ путем покупки промышленного актива. Очень надеюсь, что в 2025 году это удастся реализовать. Также у меня в последние годы появлялись желания и идеи про другие бизнес-проекты. Сначала по глупости, в несмежных направлениях. Например, у меня всегда была банальная мечта про открытие собственного РЕСТОРАНА. Несколько лет назад даже были предметные переговоры с партнерами, но, к огромному счастью ????????????, я не попал в эту нишу. Дальше была идея про создание вместе с талантливым дизайнером полноценного АРХИТЕКТУРНОГО БЮРО. Её основой послужила бесконечная работа в ПСМ над дизайном офисных помещений и в первую очередь промобъектов. Была мысль о том, что на рынке есть потребность не только у меня делать красивые заводы, но мало предложения с реальным опытом реализации в промке. В феврале 2022 года я всё же решил не ввязываться в эту тему из-за сложной ситуацией с выживанием основного бизнеса. Сейчас мой потенциальный партнер сама создала бюро и желаю ей удачи. Но мне идея в целом до сих пор интересна. В марте 2022 года мы жестко столкнулись с новой санкционной реальностью и мне пришлось делать целую платежную и логистическую инфраструктуру в разных странах (компании, люди, банки и т.д.). Я подумал, что будет хорошей идей создать отдельный бизнес - собственного ЛОГИСТИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА. Это отдельная и большая история, насколько это удачный проект и рад ли, что им занялся. Первые 1.5 года всё было не очень весело, но по итогам этого года выручка компании будет свыше 800 млн. рублей. Дальше в этом году я решил снова ввязаться в ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ БИЗНЕС, который мне предложил партнер. Сейчас мы там делаем изделия из металла: вентиляционные клапаны, глушители, профилированный лист и двухстенные топливные емкости. Также есть отдельная IT-КОМПАНИЯ, которая занимается полным обслуживанием ПСМ и сейчас разрабатывает системы дистанционного мониторинга и АСУ ТП для энергетического оборудования. Причем главная идея - создать уникальную инновационную предиктивную модель, прогнозирующую поломки оборудования (а для этого нужен анализ большого объема эксплуатационных данных). Сейчас, например, есть идея по созданию отдельного бизнеса по созданию МАЙНИНГОВЫХ МИНИ-ЦОДов вместе с объектом собственной генерации от ПСМ. Так как эта сфера сейчас становится отдельной белой отраслью, то очень интересно ей заняться. Тем более уже есть хороший опыт в криптотеме. 5 больших идеи: В новых бизнес-проектах я не хочу заниматься операционным управлениям. В ПСМ пока всё прёт и мы не успеваем пока разрабатывать и производить своё основное оборудование, поэтому там сейчас не до нишевых историй. Основной бизнес из-за масштабов уже не стартап, и есть большая инерция и накладные издержки, поэтому делать непрофильное оборудование долго и дорого. Я постоянно анализирую, какие товары и услуги мы покупаем и насколько это можно и, главное, нужно делать самому или в партнерстве, или коллаборации с кем-то. Есть большая мысль, что вся эта эко-система будет супер востребована при появлении новых активов и направлений. Расскажу про каждый проект отдельно более подробно, так как это не только бизнес, а главное - крутой опыт, в том числе неудачный. Но скажу честно, пока всё остальное не масштабно в сравнении с ПСМ. Мне говорили, что зачем тебе эти маленькие бизнесы. Но я уверен, что не из всех проектов, конечно, но из части получится что-то действительно большое или особенное как ПСМ.
Андрей Медведев 01.12.2024 07:58:37
#БИЗНЕС ИНВЕСТИЦИИ. ЧТО ЕСТЬ И ЧТО БУДЕТ Кто наши основные потребители в этом году: Строительство больших заводов СПГ, масштабных центров обработки данных (ЦОДов), атомной станции малой мощности, особенного винзавода, нефтеналивного терминала, горно-обогатительного комбината для добычи платины и другие крупные российские инфраструктурные проекты. Всё это проекты длинного инвестиционного цикла. Они все начинались чуть ли не до 2022 года. Самое главное - везде пройдена точка невозврата, т.е. нет возможности остановить их или заморозить. В этих проектах уже неважно сколько стоимость заемных средств или какая есть геополитическая или экономическая неопределённость, необходимо достроить любой ценой. Иначе огромные миллиарды инвестиций будут закопаны в землю, а будущих доходов так и не образуется. Это я к чему: сейчас сложно оценить какая ситуация с инвестициями прямо сейчас когда ставка 21 %, а предсказывается до 23 или 25 %. Плюс очень много государственных программ льготного финансирования сейчас заморожено или нет лимитов. Я не великий макроэкономист, но все же не понимаю, как сейчас инвестиции могут не остановиться. Неужели в таком виде это выгодно экономике в целом и промышленности, которая только начала расти. Если мы хотим не иметь недостатка предложения (а он есть во многих секторах за счет санкций и проблем с импортными платежами), разве не надо сделать всё возможное для того, чтобы ускоренно строить производственные мощности. Понятно, что мы можем перейти и к гиперинфляции, и это действительно будет страшно. Но всё же мне кажется, что сейчас образуется жесткий перекос и появляются прямо стоп-факторы для развития бизнеса. И дело не только в кредитовании. Сейчас предприниматель, у которого появляются свободные собственные средства, оказывается у развилки. Вариант 1 - это положить на депозит и получить гарантированные более 20 % годовых и не рисковать. Вариант 2 - это построить новый цех, склад или ЦОД и развивать бизнес. При этом так как инфляция ещё вырастет возможно защитить свои деньги, вкладывая в «твердый актив». Действительно, непростая дилемма. Причем это касается не только частного бизнеса. Вчера читал в Коммерсанте, что планирует РЖД планирует сократить программу инвестиций на 1/3 в 2025 году, а Росатом пересматривает свои планы по инвестициям в новые ЦОДы. С другой стороны, ПСМ же продолжает строить (хотя, сильно медленнее, чем хотелось бы). Значит и другие матерятся, но инвестируют дальше. А замедление, может, это и есть инструмент для борьбы с инфляцией и всё работает, как и хочет ЦБ РФ. Короче, у меня нет понимания, что ждать дальше в экономике.
Андрей Медведев 26.11.2024 06:35:38
#БИЗНЕС ТЕКУЩИЙ РАСКЛАД ПСМ Продолжения пост про текущий расклад экономики подробно о ситуации у нас в бизнесе. Этот год точно самый сложный из последних (даже 2022 не идет ни в какое сравнение). За почти 20 лет в бизнесе уже отчетливо понял, что важнее внутренние процессы и факторы, чем внешняя среда (хотя если оперативно не изменять себя под неё, тоже пролетишь). Так вот: Сразу же по заключенным контрактам стало понятно в начале года, что этот год может быть почти х2 к прошлому. Могло бы быть и больше, и мы бы точно перешагнули 10 млрд. выручки, но вопрос производства. Дальше мы поняли, что такой рост легко и спокойно нам не дастся. И начались бесчисленные проблемы, которые мы разруливаем, лавируя между разработкой, коммуникацией, производством, сложными финансовыми схемами клиентов и закупок и прочим. Что не проект в этом году, то целый отдельный мир. Самое тяжелое - это проект строительства завода СПГ Газпрома. Мы, конечно, уже привыкли, что 80 % документации мы разрабатываем не для себя, а для проектирования заказчика, но здесь просто в 20 раз больше документов, чем обычно, и каждый документ согласовывает 20 ответственных. Дальше - требования к окраске продукции и количество систем в каждой установки - это «положило» 2 группы нашего конструирования на полгода. На каждый из 10 изготовляемых дизель-генераторов мы разрабатываем более 800 документов РКД и ещё сертификационные матрицы, книги поставщиков и куча всего ещё. Одновременно работа с разными поставками: жесткая ситуация с отгрузками полноприводных автомобилей КАМАЗ, постоянное меняющая ситуация с китайскими платежами, полная замена элементной базы по электрике и многое другое. По каждому проекту прямо идет борьба за обеспечение (а наши установки могут сейчас состоять до 6000 комплектующих каждая), тем более потребность к закупкам, проектирование, а иногда и производство, идут параллельно. Набор более 200 человек в компанию оказался подъемной задачей, но адаптация и обучение, а главное сохранение эффективности и качества - это явно без определенного хаоса не могло сложиться. Поэтому следующий год будет максимально про качество работы. Одновременно и наш главный конкурентный плюс, и минус - это инжиниринг. Он у нас лучший в отрасли, но вместе с тем не достаточно гибкий, чтобы осилить такие объемы, повысить уровень качества, избежать большого количества ошибок и переделок в новых проектах и продуктах. Слишком поздно началось ручное управление процессом и проектами. К счастью, почти 9 месяцев мы жили совершенно без заемных средств (все понимают, что серьезная кредитная нагрузка - это сейчас прямо дамоклов меч), но в конце года пришлось залезть в долги и по причине огромного склада и незавершенного производства, и по причине начавшийся после последнего повышения жесткого торможения платежей от контрагентов. Даже на месяц были вынужденны тормознуть реализацию крупного инвестпроекта, который планируем реализовывать из собственных средств. Одна из наших главных задач в этом году - это особое внимание клиентоориентированности бизнеса, так как мы работаем в долгую и практически нет отраслей и клиентов, с которыми нам не нужны долгосрочные отношения. Но переносы сроков реализации проектов и не возможность, что называется «с кондачка», нарастить некоторые продуктовые компетенции привели скорее к определенному негативу. Сейчас, к счастью, большой работой и хорошим оборудованием удается купировать данные ситуации. Для обеспечения развития у нас идет бесконечная стройка: новая очередь Прайма, офис на заводе Мастер. Красный Бор - это вообще сплошная строительная площадка: офисный центр, участок электромонтажа, реновация первого корпуса. Это всё не может не сказываться на производственном процессе. Кроме того, не все выбранные подрядчики, судя по всему, хотят с нами дальше работать и в принципе адекватны. Интересный момент - это планы следующего года. Пока очень много проектов находятся в согласовании и в подписании, но почти везде проблемы с финансированием или нет четких сроков реализации.
Андрей Медведев 21.11.2024 07:07:06
Есть большая неопределенность и даже дезориентация в экономике - это факт (сегодня обсуждали, что самая большая с 2022 года). О планах 2025 напишу отдельно подробнее. Важный момент, что мой оптимизм относительно будущего развития бизнеса не снижается несмотря на кредитные ставки, возрастающую политическую и экономическую нестабильность и внутренние проблемы роста. Тем более мы существенно увеличили численность и структуру компании, соответственно, в следующем году мы уже автоматически обязаны продавать и производить больше продукции сильно больше продукции.
Андрей Медведев 21.11.2024 07:07:06
#ЖИЗНЬ КАК ЗАКАЛЯЕТСЯ ХАРАКТЕР Как я уже не раз писал, для меня любимый жанр книг и видео - это биографии или интервью с интересными мне людьми. Причем это совершенно разные люди, но частно - это предприниматели или спортсмены. Так, 2 последних погружения в истории были аудио-книга про великого баскетболиста и шоумена Шакил О’Нила и книга и выпуск про одного из крутейших российских предпринимателей Арсена Томского, основателя InDrive. Оба человека непростой судьбы: один родом из черного гетто, другой из Якутии 90-х. Так вот что, казалось бы, их объединяет в принципе. А это тяжелое детство: жестокие отцы, очень жесткая среда вокруг в школах. И что важно ☝️ они считают, что именно это закалило их характер и сделало их выдающимися людьми. Взять меня. До 12 лет моё детство было материально безоблачным (были другие проблемы): довольно обеспеченная семья (правда, в однокомнатной квартире), заграничные поездки с 9 лет, бартерная красивая одежда и т.д. Потом развод родителей: ножки Буша как самая вкусная еда, борьба за поступление в универ, отказ от поступления в Москву по финансовым соображениям. Дилемма покупать ли костюм на школьный выпускной или не тратить деньги на одноразовую вещь. Кроме того, невротическое воспитание, что ты всегда что-то не доделал и не доказал, можно было сделать лучше и др. Именно это и закалило мой характер и заложило целеустремленность. Я и сейчас искренне считаю, что НЕВРОТИКИ ПРАВЯТ МИРОМ: «все всегда не дорабатывают и я тоже», «ощущение что уже утром в субботу мой бизнес разваливается, потому что я его бросил и отдыхаю» и многое другое. Возможно, именно это во многом и двигает мой бизнес вперед, а у меня не пропадает мотивация к развитию. При этом, что важно, все мы сейчас пытаемся создать своим детям максимально комфортное детство: точно и близко никакой не то чтобы жестокости, а даже жесткости, хорошее окружение, никакой невротической среды, комфорт во всём и прочее. Вот такой интересный нонсенс: мы ограждаем детей от того, что нам помогло добиться успеха. Что лучше: здоровая психика в комфорте или закалённый характер с невротизмом?
Андрей Медведев 16.11.2024 06:41:25
#БИЗНЕС ТЕКУЩИЙ РАСКЛАД ЭКОНОМИКИ Я не великий макроэкономист, но зато могу судить по ситуации, которая складывается внутри бизнеса и промышленности. Мое видение в моменте: Ставка кредитования уже загнана очень высоко, но в декабре говорят о 23 % (хотя мы работаем в Турции и если брать их, то нам есть ещё куда стремиться). Кредитоваться за эти деньги постоянно (не перехватываясь на совсем короткие сроки) опасно для стабильности большинства бизнесов. Это явно не было заложено в проектах и моделях на стартере условно. Все надеются, что период высоких ставок закончиться максимум в середине следующего года. Появилось много проектов, которые реализуются только потому, что инвесторы находят деньги относительно не дорого (например 14 %, хотя еще недавно и это была жесть). Появились даже серьезные «помогаторы» в банках или институтах поддержки, которые могут помочь достать деньги по не рыночным ставкам. Платежи резко стали задерживаться почти у всех контрагентов. Вроде как по разным официальным объяснениям, но всё же, думаю, фундаментальные причины похожи. Подержать деньги даже лишний месяц очень выгодно. Не зря все крупные холдинги стали добавлять условие «запуск в производство по гарантийному письму», а аванс потом по формальным предлогам можно подзатянуть. Прозвучали интересные заявления ЦБ РФ, что возможные банкротства бизнесов - это благо для эконимики, так как на рынке останутся только эффективные компании. Я в целом тоже всегда поддерживал эту точку зрения, что открытая жесткая конкурентная среда полезна для бизнеса и рынков в целом. Только в связи с пунктом 2 и другими глобальными аспектами сейчас действуют другие рычаги. С одной стороны, действительно самый стабильный и выгодный бизнес на текущий момент - это банковский депозит. С другой, а может мы прийдем скоро к гиперинфляции и стоит деньги все же вкладывать в твердые активы, которые не станут фантиками: недвижимость, заводы, ЦОДы и др. Вообще интересное время, что вкладывать надежно и стабильно не куда в принципе (причем далеко не только в России). Много появляется дополнительных издержек, которые падают в себестоимость. Например, еще недавно импортные платежи условно стоили 1 %, а сейчас и 4-5 % кажутся в принципе нормой (а это всего лишь один пример). В перспективе снижение рентабельности бизнесов тоже может сказаться на платежеспособности компаний, а главное стабильности экономики в целом. Немаловажным фактором является и снижение оптимизма предприятий относительно будущего. Причем еще недавно картина была обратная. Вокруг меня куча предпринимателей ещё недавно имели грандиозные планы развития производств, IT-проектов. Сейчас же вдруг замерли и сконцентировались на сохранении стабильности того, что есть сейчас. Напишу в ближайшее дни как это всё повлияло на ПСМ и собственно наши планы.
Андрей Медведев 13.11.2024 06:37:06