Важно
Подпишись на телеграм ген директора ПСМ Андрея Медведева
Телеграм ген директора ПСМ Андрея Медведева
Главные события от первого лица
Переходи на канал
Меню

Газуем на Восток!

18.12.2023

ТОП-5 газовых двигателей Китая

В 2023 году на российском рынке газовой генерации окончательно укрепилась проблема поставки двигателей европейского производства. Покупка газовых двигателей и запчастей к ним по прямым контрактам с компаниями Европы стала невозможной. Но на Востоке нашлись альтернативные решения.

За последние два года компания ПСМ наладила производство газопоршневых электростанций на базе китайских двигателей.

ТОП-5 заводов, продукции которых мы доверяем:

  • Weichai
  • Jichai (CNPC)
  • Yuchai
  • Liyu Gas Power
  • VMAN

Делимся с вами опытом и перспективами сотрудничества.

Из Telegram-канала ПСМ-Медведь

«В очередной раз убеждаюсь, каким огромным прорывом для китайцев стала покупка французского Baudouin. Они по сути купили уже готовый европейский современный дизельный двигатель семейств М26 и М33, который сейчас 100% конкурентен с мировыми лидерами. Освоили его серийное производство в Китае, что когда-то не получилось у европейцев.»

Проверено ПСМ

Подводя промежуточные итоги, мы фиксируем 24 реализованных проекта станций на базе китайских двигателей. Суммарная мощность оборудования — свыше 17 МВт. Сегодня мы можем с уверенностью оценивать возможности, преимущества и недостатки производителей Китая.

Все заводы из ТОП-5 ПСМ мы посетили лично.

Почему мы поехали изучать производство вживую:

  1. Выбор. Мы стратегически не ограничиваем клиента в выборе бренда двигателя. Решили лично увидеть, какие достойные альтернативные решения предлагает рынок Китая сегодня.
  2. Мощность. В 2022 году мы плотно развивали производство газовых станций на двигателях Baudouin производства Weichai. Эта линейка ограничена максимальной мощностью 1500 кВт. Необходимо было найти поставщиков двигателей большей мощности.
  3. Конкуренция. Weichai заняли значимую долю российского рынка газовой генерации за 2022-23 годы, не сталкиваясь с сильной конкуренцией. В интересах клиентов ПСМ наличие конкуренции среди китайских производителей, и ПСМ помогает ей развиться. Только так можно сохранить качество продукции и обслуживания на высоком уровне.
  4. Профессионализм. Мы не доверяем обзорам специалистов, не видевших продукт лично. ПСМ за экспертный подход, мы составляем собственное мнение о работе оборудования.

Weichai

В 2022 году мы сделали ставку на двигатели Baudouin компании Weichai. Причина выбора проста — территориальная близость представительства Weichai к одному из заводов ПСМ. Принимать решение нужно было быстро, и мы сделали выбор в пользу производителя, в котором были наиболее уверены на тот момент. У Weichai были налажены сборка, сервис и логистика в России. Сборочное производство — «Волжские индустриальные двигатели» (ВИД) — находится в городе Тутаеве Ярославской области. Компания ПСМ стала официальным OEM-партнером бренда Baudouin.

Французский бренд Moteus Baudouin в 2009 году стал частью китайской корпорации Weichai Power Company Ltd, для которой это стало огромным прорывом. В Китае налажено серийное производство двигателей семейств M26 и М33, чего не удалось сделать европейцам.

До 2009 года под брендом Baudouin выпускали только дизельные двигатели. Производство газовых машин — это полностью опыт Китая. Практика показала, что первые модификации M26 были не самыми удачными. Однако Weichai проанализировали ошибки и глубоко проработали серию M33. Сегодня Baudouin M33 — единственный газовый промышленный двигатель, собираемый на конвейере сотнями штук.

В диапазоне мощности от 500 до 1000 кВт газовые двигатели Baudouin — это самое проверенное и доступное решение, предлагаемое Китаем. Машины мощностью 1500 кВт — это новая линейка 12M55. На данный момент она находится в разработке. Также Weichai планируют запустить производство 20M55 на 2800 кВт. Сборку этих новых серий обеспечивает отдельный завод. Посетив его, мы были впечатлены организацией постовой сборки и технологичностью литейного цеха.

Weichai

Газовый двигатель Baudouin на 1 МВт. Вся электроника — Altronic или Woodward

Jichai

Jichai — часть холдинга CNPC (China National Petroleum Corporation). Это старейший производитель газовых двигателей в Китае.

Основное преимущество бренда Jichai — богатейший опыт эксплуатации машин. Есть четкое понимание, как в тех или иных условиях может повести себя оборудование. Но у этого преимущества есть оборотная сторона: конструкция двигателей не вполне отвечает современным стандартам. Организацию производства на заводах и подход к ведению бизнеса в целом можно назвать устаревшими.

Из-за принадлежности к холдингу деятельность Jichai больше нацелена на потребности CNPC, чем на внешний рынок или даже на внутренний рынок Китая. В России есть реализованные проекты с двигателями на 2000 и 4000 кВт. Серийное производство машин такой мощности сейчас налажено только у Jichai. Для нас стало большой неожиданностью, что у Jichai не опыта эксплуатации на попутном нефтяном газе.

Jichai

На складе готовой продукции Jichai

Yuchai

Yuchai — самый молодой представитель Китая на рынке газовых двигателей. Машины Yuchai на газе пока не очень известны, в том числе на внутреннем рынке Китая. Однако планы по развитию новой линейки продукции у компании грандиозные.

На текущий момент Yuchai выпускают низкооборотистые (1500 об/мин) машины 500, 800, 1000 и 1500 кВт. Установки отличаются большим размером. Есть проект двигателя на 2000 кВт. В будущем компания планирует расширить линейку двигателей, добавив больше вариантов мощностей. Производство выглядит очень перспективно. Но пока оборудование Yuchai, по сравнению с конкурентами, изучено слабо.

Yuchai

Газовая электростанция Yuchai мощностью 1 МВт

Liyu Gas Power

На заводах Liyu Gas Power в Китае производили пакетирование и ремонт европейских брендов двигателей. На протяжении 10 лет компания была дистрибьютером машин Jenbacher, затем — дистрибьютером MWM.

Несколько лет назад Liyu Gas Power создали двигатель собственного производства мощностью 1000 кВт. Далее разработали модели 1500 и 2000 кВт. Заявлен высокий КПД двигателей. На заводе мы увидели машины современной и технологичной конструкции.

В целом компания Liyu Gas Power выглядит продвинутой, отличается активным менеджментом, и, в отличие от конкурентов, это единственное частное предприятие.

Мы выделили два существенных недостатка. Во-первых, на заводе фактически нет производства. На сборочную площадку поставляются, так называемые, лонгблоки: блок цилиндров с собранными коленвалом и распредвалом. Нам удалось увидеть только досборку агрегатов и несколько станков, на которых дорабатывают головки цилиндров.

Во-вторых, у компании мало заказов. Новых машин на площадке очень мало. В основном мы видели бывшее в эксплуатации оборудование, привезенное для ремонта. Порядка 10 таких машин размещены российскими компаниями.

Liyu Gas Power

Первый двигатель Liyu Gas Power мощностью 4 МВт

VMAN

Единственный завод из пяти, который ПСМ пока не удалось посетить лично. Но этого производителя мы также видим перспективным, поэтому уже провели переговоры о визите на завод VMAN в следующем году.

Компания VMAN Engine предлагает два бренда газовых двигателей:

  • VMAN мощностью от 200 до 500 кВт
  • HND мощностью 1000, 1500 и 2000 кВт

Производство машин на газе компания начала в 2005 году, основываясь на технологии производства двигателей MWM.

VMAN

Газопоршневая установка VMAN-HND

Доверяй, но проверяй

Одно из ключевых правил, которое мы определили, взаимодействуя с новыми партнерами: «Доверяй, но проверяй». Вводя в производство станций новые двигатели, нужно быть внимательными и проверять технические характеристики агрегатов.

ПСМ — единственная компания в России, которая серийно испытывает все газовые станции в заводских условиях. Испытания по умолчанию заложены в стоимость оборудования.

Практика испытаний дает наиболее точное понимание тонкостей новых двигателей Китая, позволяет выявлять и исправлять проблемы настройки, прошивки или отклонения фактических характеристик заявленным.

ПСМ Прайм

Испытания ГПУ с двигателем Baudouin мощностью 1 МВт на заводе ПСМ Прайм

Канал ПСМ-Медведь.Главные события от первого лица.

Еще больше экспертных обзоров — в Telegram-канале генерального директора ПСМ Андрея Медведева. Подписаться

Все статьи

Главные события от первого лица
Андрей Медведев
#ЖИЗНЬ ДЕНЬ РОССИИ У нас действительно очень крутая страна. Большая, красивая, вкусная и особенная. В какой-то период мы действительно стали забывать свои традиции, и мода сместилась на всё иностранное. Например, мы перестали есть русскую кухню, а стали итальянскую, японскую и другие. Сейчас же наоборот ярко выраженный тренд на локальные продукты и местную кухню (это, конечно, не значит только её). Такая же ситуация была и с промышленностью. Много раз слышал: что угодно, кроме СДЕЛАНО В РОССИИ. Или ещё хуже, что русский человек не способен прикрутить двигатель к генератору. При этом, на мой взгляд, не должны быть и полного протекционизма и изоляции, когда все везде запрещено. Недавно был в Дубае и Баку — позже обязательно напишу отдельный пост, сколько новых эмоций и знаний получил, общаясь с людьми, которые живут и работают за пределами России, про технологии, рынки и мировые тренды». Надеюсь, что в ближайшие годы, независимо ни от каких обстоятельств, в нашей любимой стране будет происходить много всего нового и яркого. Я, со своей стороны, максимально постараюсь внести вклад в историю России. Хочу посетить ещё 100 стран, но жить собираюсь только в России.
Андрей Медведев 12.06.2025 04:04:29
#БИЗНЕС БИРЮЗОВАЯ КОМПАНИЯ Какое-то время назад я написал пост про то, что рассматриваю обучение на программе Executive MBA. И мне коллега говорит: «А ты понимаешь, что тебя там будут учить всяким идеям типа «построение бирюзовых компаний» и прочего. Ты готов меняться и не раздавать пи***лей, а верить в сознательность и т.д.» Кто не знает бирюза - это организация без жесткой иерархии, основанная на самоуправлении и взаимном доверии. В целом идея прикольная, и уверен, что в мире есть успешные примеры бирюзовых грёз, особенно в IT сфере. Но искренне не верю, что в нашем конкретном бизнесе это будет работать. Причины: 1. Мы работаем в условиях дефицита кадров и верить, что все будет сознательные и вознесенные, не приходится. 2. Особенно в нашем инжиниринговом бизнесе есть много очень нестандартных ситуаций, где люди не знают, что делать и зависают. 3. У нас принято давать негативную обратную связь индивидуально. Я считаю, что иногда важнее прямо и открыто говорить о проблемах, а люди должны научиться воспринимать это без личных обид. 4. Многие сотрудники искренне говорят, что хотят свободу и ответственность, но потом оказывается, что именно эти вещи делают их работу менее комфортной. Я внимательно изучаю exit-интервью и там много таких примеров. Конечно, у нас в компании много (думаю намного больше, чем в других производственных компаниях) людей, которые могли бы так работать. Но их условно 10-20 % от всех, кому это нужно, и есть шанс потерять всех остальных профессиональных и эффективных сотрудников. Думаю, идеи Agile и бирюзы явно нужны в компании: неформальное общение, поощрение креатива, снижение бюрократии при решении вопросов (не при учете, например). Поэтому надо переодически раздавать пи***лей в корпоративных чатах по реализации сложных проектов. Думаю, что коллеги понимают и принимают такой подход (ну или у них просто нет выхода
Андрей Медведев 03.06.2025 08:14:10
#БИЗНЕС АГРЕССИВНАЯ СРЕДА Сегодня бегал на дорожке и слушал интервью Николая Сторонского (финтех-компания Revolut оценка $45 млрд.). Он подтвердил моё личное мнение, что в России наряду с Америкой и Китаем самая агрессивная бизнес-среда (его бизнес работает в 50 странах мира). Причем интересно, что, на мой взгляд, причины этой среды совершенно разные. Китай в принципе страна ожесточенной конкуренции с детства для каждого человека, США - страна капитализма, предпринимательства и большого входного билета на рынок, а в России просто внешняя среда бесконечно подкидывает тебе сюрпризы и постоянно надо меняться, или тебе п***ц. За последние 20 лет были окна больших возможностей (например, 2005–2008, 2010–2014, 2016–2019 и 2022–2024 годы), между которыми наступали жесткие кризисы и приходилось буквально выживать. При этом за эти годы большинство внешних факторов становилось всё агрессивнее, особенно сейчас. Но в этом есть и плюсы: борясь за жизнь более ожесточенно, ты точно становишься сильнее. Рынок позволяет зарабатывать, но при этом есть много больших НО. Здесь есть одна огромная проблема для российских игроков. Мы должны выживать исключительно на своем внутреннем рынке, а китайские и американские конкурентоспособные компании работают глобально. И это сказывается не только на эффект масштаба, но и на технологии (можно использовать всё самое передовое и необходимое), персонал (в том же Revolut работают люди из 115 стран, и у каждого свои сильные стороны) и заимствовать опережающие рынок тренды. В любом случае будем бороться дальше и не бояться ни внутренних, ни внешних вызовов. Если они нас не убьют, то сделают ещё сильнее.
Андрей Медведев 01.06.2025 06:47:06
#ПСМ 20 ЛЕТ СПУСТЯ Ровно 20 лет назад началась невероятная история ПСМ! Это путь, полный драйва, жёстких вызовов и ярких побед, которыми стоит гордиться. Конечно, были и сложные моменты, и даже болезненные поражения, но такова реальность бизнеса и жизни в целом. Главное — мы никогда не сдаёмся! Всё это стало возможным исключительно благодаря вам — сотрудникам, партнёрам, клиентам и даже конкурентам, которые мотивировали нас быть лучше с каждым днём. Спасибо, что были и остаётесь частью нашего мощного движения вверх
Андрей Медведев 01.06.2025 04:31:03
#ПСМ 20 ЛЕТ СПУСТЯ Ровно 20 лет назад началась невероятная история ПСМ! Это путь, полный драйва, жёстких вызовов и ярких побед, которыми стоит гордиться. Конечно, были и сложные моменты, и даже болезненные поражения, но такова реальность бизнеса и жизни в целом. Главное — мы никогда не сдаёмся! Всё это стало возможным исключительно благодаря вам — сотрудникам, партнёрам, клиентам и даже конкурентам, которые мотивировали нас быть лучше с каждым днём. Спасибо, что были и остаётесь частью нашего мощного движения вверх
Андрей Медведев 01.06.2025 02:32:14
#МЫОТРАСЛЬ Самая лучшая в России дискуссионная площадка в отрасли ЦОД прошла в Ярославле. Чем она лучшая: 1. Жесткая модерация. Только реальные участники рынка: строители, собственники, проектировщики, эксплуатация. 2. Никакой рекламы и продажи от производителей. 3. Обсуждения реальных проблем и вопросов отрасли. Возможность говорить без цензуры. 4. Отточенная до идеала организация и повестка. Напишу ещё отдельный пост про повестку и самые горячие споры.
Андрей Медведев 29.05.2025 10:04:11
#БИЗНЕС СНОВА КИТАЙ В этот раз ездил в Китай всего на 2.5 дня на нашу совместную с Weichai конференцию для партнеров. В программе у нас было посещение Центра обработки данных (ЦОД) China Unicom, сама конференция с экскурсией на заводы, ужины с руководством корпорации и сегодня культурная программа в Циндао (ее лично я пропустил). Короткие наблюдения о коротком визите: 1. Двигатели - это очень высокотехнологичный продукт, который требует гигантских инвестиций в его разработку и производство. Китай до сих пор ещё только догоняет ведущие западные корпорации, но делает это стремительными темпами. Каждый год Weichai представляет новые модели газовых и дизельных двигателей, и в этом развитии за ними, похоже, уже никому не угнаться. 2. Очень интересно было посмотреть в деталях китайский ЦОД. Компоненты очень хорошие и дорогие, причем и западные: вся автоматика Schneider Electric, насосы Wilo, электродвигатели ABB, часть двигателей Mitsubishi. А также хороший Китай: двигатели Weichai, ИБП Huawei, аккумуляторы и холод. 3. При такой дорогой начинке ЦОДа знающие коллеги сказали, что есть вопросы к инженерной реализации и главное, что за 2 года качество общестроительного ремонта уже несколько ушатано. Так что стройка китайскими подрядчиками и с использованием китайской отделки пока явно вызывает вопросы. 4. Пиво-водка, водка-пиво…Ганьбэй (до дна). Как человек малопьющий, не могу понять про Китай - это у них стереотип про русских, что нам надо пить до упора и пытаются нас перепить или у них собственная потребность
Андрей Медведев 25.05.2025 06:47:06
#ПСМ НОВЫЙ ЦЕХ Несмотря на сложности с неплатежами и неопределённостью в экономике, мы продолжаем строительство нового большого универсального корпуса для сборки насосных установок и электростанций на базе нашего первого завода ПСМ «Красный Бор». Реализация проекта идёт исключительно за счёт собственных средств компании. Это первая глобальная стройка на данной площадке. Уже в сентябре 2025 года мы планируем запустить новый цех в режиме ПНР. На предыдущих проектах мы столкнулись с некоторыми сложностями, поэтому в этот раз закупаем самостоятельно металлоконструкции, сэндвич-панели, кровлю, ворота, мостовые краны и другие крупные материалы, чтобы максимально контролировать движение денежных средств и, главное, качество. Мы сами выбираем заводы-производители каждого элемента и лично принимаем продукцию на их производствах. Одновременно на исторической площадке ПСМ в Ярославле сейчас идёт масштабная реновация старых цехов. До 2024 года мы вкладывали все инвестиции и усилия прежде всего в развитие площадки Прайм, однако с прошлого года серьёзные изменения начались и на заводе в Ярославле. Это связано в том числе с тем, что в Ярославле намного проще найти квалифицированных сотрудников - рынок труда здесь значительно шире, чем в Тутаеве. Любая экономическая ситуация циклична, и бывают периоды роста и падения. Однако наша идеология неизменна - непрерывно развиваться и строить производственные мощности с запасом (хотя последние годы было наоборот), чтобы быть готовыми выполнить проекты любого масштаба, независимо от фазы экономического цикла.
Андрей Медведев 23.05.2025 10:00:11
#ЖИЗНЬ МЫ - ЧЕМПИОНЫ Ярославль ликовал всю ночь после долгожданного чемпионства. Локомотив - это не просто хоккейная команда для города, а его символ и душа. Очень приятно чуть-чуть прикоснуться к победе родной команды. ПСМ стал спонсором Локо как раз перед чемпионским сезоном. Совпадение - не думаю
Андрей Медведев 22.05.2025 07:28:04
#БИЗНЕС РЕЗКО КОНЧИЛИСЬ ЗАКАЗЫ На этой неделе у меня было много встреч с руководителями предприятий из разных отраслей. Практически у всех с марта-апреля 2025 года резко возникла проблема с заказами и загрузкой производств. Причем это совершенно разные компании из разных отраслей. Одни говорят, что почти все производители спецтехники в Миассе сейчас работают 4 дня в неделю, другие — что в крупном холдинге заказов на производство железнодорожной техники на этот год практически нет. Почти все крупные инвестиционные проекты, где не пройдена точка невозврата, и программы обновления техники и оборудования сейчас приостановлены или полностью остановлены. Есть уже и более критичные ситуации. На Ростсельмаше сначала были сокращения, потом четырёхдневка, а сейчас уже планируется роспуск людей с выплатой 2/3 оклада. Один из директоров завода мне прямо сказал: «Мы не увольняем людей только потому, что слишком тяжело набирали персонал в прошлом году. Глупо начинать резкие сокращения - будем ждать и надеяться, что это временное охлаждение». Кроме того, к этому добавляется, если не кризис неплатежей, то как минимум серьёзные задержки и растягивание платежей. Этот вопрос активно обсуждался публично в конце марта РСПП (правда не помогло). У кого-то резко прекратилось госфинансирование, кто-то не хочет брать кредиты на оборотку под 25 % годовых (хотя все в каких-то объемах всё равно занимают), а кто-то, наоборот, имея деньги, держит их на депозитах и получает сверхдоходы. Промышленность резко переключается в режим тревоги и непонимания происходящего. Скоро это может перерасти в панику и серьёзные финансовые проблемы. У ПСМ ситуация пока стабильная, хотя перспективных заказов и проектов на горизонте тоже очень мало. 2025 год закрыт заказами примерно на 70 %, что не идеально, но пока даёт определённое спокойствие. Дальше же абсолютно непонятно, чего ожидать. Хороший пример - наши собственные стройки. Один большой корпус ПСМ «Красный Бор» мы будем достраивать в любом случае: сейчас проще запустить его, чем замораживать. А вот «Прайм 3» и новый складской комплекс будут ждать лучших времён и большей определённости. Ровно год назад я писал, что инвестиционный бум в России продлится ещё 2-3 года. Очевидно, мой прогноз оказался слишком оптимистичным. Впрочем, есть надежда, что ситуация стабилизируется, когда появится геополитическая определённость или правительство с ЦБ РФ поймут, что необходимое охлаждение экономики уже произошло, и пора решать другие задачи. Мой новый прогноз (который возможно снова не сбудется
Андрей Медведев 17.05.2025 06:20:48