Важно
Подпишись на телеграм ген директора ПСМ Андрея Медведева
Телеграм ген директора ПСМ Андрея Медведева
Главные события от первого лица
Переходи на канал
Меню

Газуем на Восток!

18.12.2023

ТОП-5 газовых двигателей Китая

В 2023 году на российском рынке газовой генерации окончательно укрепилась проблема поставки двигателей европейского производства. Покупка газовых двигателей и запчастей к ним по прямым контрактам с компаниями Европы стала невозможной. Но на Востоке нашлись альтернативные решения.

За последние два года компания ПСМ наладила производство газопоршневых электростанций на базе китайских двигателей.

ТОП-5 заводов, продукции которых мы доверяем:

  • Weichai
  • Jichai (CNPC)
  • Yuchai
  • Liyu Gas Power
  • VMAN

Делимся с вами опытом и перспективами сотрудничества.

Из Telegram-канала ПСМ-Медведь

«В очередной раз убеждаюсь, каким огромным прорывом для китайцев стала покупка французского Baudouin. Они по сути купили уже готовый европейский современный дизельный двигатель семейств М26 и М33, который сейчас 100% конкурентен с мировыми лидерами. Освоили его серийное производство в Китае, что когда-то не получилось у европейцев.»

Проверено ПСМ

Подводя промежуточные итоги, мы фиксируем 24 реализованных проекта станций на базе китайских двигателей. Суммарная мощность оборудования — свыше 17 МВт. Сегодня мы можем с уверенностью оценивать возможности, преимущества и недостатки производителей Китая.

Все заводы из ТОП-5 ПСМ мы посетили лично.

Почему мы поехали изучать производство вживую:

  1. Выбор. Мы стратегически не ограничиваем клиента в выборе бренда двигателя. Решили лично увидеть, какие достойные альтернативные решения предлагает рынок Китая сегодня.
  2. Мощность. В 2022 году мы плотно развивали производство газовых станций на двигателях Baudouin производства Weichai. Эта линейка ограничена максимальной мощностью 1500 кВт. Необходимо было найти поставщиков двигателей большей мощности.
  3. Конкуренция. Weichai заняли значимую долю российского рынка газовой генерации за 2022-23 годы, не сталкиваясь с сильной конкуренцией. В интересах клиентов ПСМ наличие конкуренции среди китайских производителей, и ПСМ помогает ей развиться. Только так можно сохранить качество продукции и обслуживания на высоком уровне.
  4. Профессионализм. Мы не доверяем обзорам специалистов, не видевших продукт лично. ПСМ за экспертный подход, мы составляем собственное мнение о работе оборудования.

Weichai

В 2022 году мы сделали ставку на двигатели Baudouin компании Weichai. Причина выбора проста — территориальная близость представительства Weichai к одному из заводов ПСМ. Принимать решение нужно было быстро, и мы сделали выбор в пользу производителя, в котором были наиболее уверены на тот момент. У Weichai были налажены сборка, сервис и логистика в России. Сборочное производство — «Волжские индустриальные двигатели» (ВИД) — находится в городе Тутаеве Ярославской области. Компания ПСМ стала официальным OEM-партнером бренда Baudouin.

Французский бренд Moteus Baudouin в 2009 году стал частью китайской корпорации Weichai Power Company Ltd, для которой это стало огромным прорывом. В Китае налажено серийное производство двигателей семейств M26 и М33, чего не удалось сделать европейцам.

До 2009 года под брендом Baudouin выпускали только дизельные двигатели. Производство газовых машин — это полностью опыт Китая. Практика показала, что первые модификации M26 были не самыми удачными. Однако Weichai проанализировали ошибки и глубоко проработали серию M33. Сегодня Baudouin M33 — единственный газовый промышленный двигатель, собираемый на конвейере сотнями штук.

В диапазоне мощности от 500 до 1000 кВт газовые двигатели Baudouin — это самое проверенное и доступное решение, предлагаемое Китаем. Машины мощностью 1500 кВт — это новая линейка 12M55. На данный момент она находится в разработке. Также Weichai планируют запустить производство 20M55 на 2800 кВт. Сборку этих новых серий обеспечивает отдельный завод. Посетив его, мы были впечатлены организацией постовой сборки и технологичностью литейного цеха.

Weichai

Газовый двигатель Baudouin на 1 МВт. Вся электроника — Altronic или Woodward

Jichai

Jichai — часть холдинга CNPC (China National Petroleum Corporation). Это старейший производитель газовых двигателей в Китае.

Основное преимущество бренда Jichai — богатейший опыт эксплуатации машин. Есть четкое понимание, как в тех или иных условиях может повести себя оборудование. Но у этого преимущества есть оборотная сторона: конструкция двигателей не вполне отвечает современным стандартам. Организацию производства на заводах и подход к ведению бизнеса в целом можно назвать устаревшими.

Из-за принадлежности к холдингу деятельность Jichai больше нацелена на потребности CNPC, чем на внешний рынок или даже на внутренний рынок Китая. В России есть реализованные проекты с двигателями на 2000 и 4000 кВт. Серийное производство машин такой мощности сейчас налажено только у Jichai. Для нас стало большой неожиданностью, что у Jichai не опыта эксплуатации на попутном нефтяном газе.

Jichai

На складе готовой продукции Jichai

Yuchai

Yuchai — самый молодой представитель Китая на рынке газовых двигателей. Машины Yuchai на газе пока не очень известны, в том числе на внутреннем рынке Китая. Однако планы по развитию новой линейки продукции у компании грандиозные.

На текущий момент Yuchai выпускают низкооборотистые (1500 об/мин) машины 500, 800, 1000 и 1500 кВт. Установки отличаются большим размером. Есть проект двигателя на 2000 кВт. В будущем компания планирует расширить линейку двигателей, добавив больше вариантов мощностей. Производство выглядит очень перспективно. Но пока оборудование Yuchai, по сравнению с конкурентами, изучено слабо.

Yuchai

Газовая электростанция Yuchai мощностью 1 МВт

Liyu Gas Power

На заводах Liyu Gas Power в Китае производили пакетирование и ремонт европейских брендов двигателей. На протяжении 10 лет компания была дистрибьютером машин Jenbacher, затем — дистрибьютером MWM.

Несколько лет назад Liyu Gas Power создали двигатель собственного производства мощностью 1000 кВт. Далее разработали модели 1500 и 2000 кВт. Заявлен высокий КПД двигателей. На заводе мы увидели машины современной и технологичной конструкции.

В целом компания Liyu Gas Power выглядит продвинутой, отличается активным менеджментом, и, в отличие от конкурентов, это единственное частное предприятие.

Мы выделили два существенных недостатка. Во-первых, на заводе фактически нет производства. На сборочную площадку поставляются, так называемые, лонгблоки: блок цилиндров с собранными коленвалом и распредвалом. Нам удалось увидеть только досборку агрегатов и несколько станков, на которых дорабатывают головки цилиндров.

Во-вторых, у компании мало заказов. Новых машин на площадке очень мало. В основном мы видели бывшее в эксплуатации оборудование, привезенное для ремонта. Порядка 10 таких машин размещены российскими компаниями.

Liyu Gas Power

Первый двигатель Liyu Gas Power мощностью 4 МВт

VMAN

Единственный завод из пяти, который ПСМ пока не удалось посетить лично. Но этого производителя мы также видим перспективным, поэтому уже провели переговоры о визите на завод VMAN в следующем году.

Компания VMAN Engine предлагает два бренда газовых двигателей:

  • VMAN мощностью от 200 до 500 кВт
  • HND мощностью 1000, 1500 и 2000 кВт

Производство машин на газе компания начала в 2005 году, основываясь на технологии производства двигателей MWM.

VMAN

Газопоршневая установка VMAN-HND

Доверяй, но проверяй

Одно из ключевых правил, которое мы определили, взаимодействуя с новыми партнерами: «Доверяй, но проверяй». Вводя в производство станций новые двигатели, нужно быть внимательными и проверять технические характеристики агрегатов.

ПСМ — единственная компания в России, которая серийно испытывает все газовые станции в заводских условиях. Испытания по умолчанию заложены в стоимость оборудования.

Практика испытаний дает наиболее точное понимание тонкостей новых двигателей Китая, позволяет выявлять и исправлять проблемы настройки, прошивки или отклонения фактических характеристик заявленным.

ПСМ Прайм

Испытания ГПУ с двигателем Baudouin мощностью 1 МВт на заводе ПСМ Прайм

Канал ПСМ-Медведь.Главные события от первого лица.

Еще больше экспертных обзоров — в Telegram-канале генерального директора ПСМ Андрея Медведева. Подписаться

Все статьи

Главные события от первого лица
Андрей Медведев
#БИЗНЕС БОЛЕЗНИ РОСТА ПСМ Если вы меня регулярно читаете, то уже знаете, что ПСМ вырос с 2021 года с 2 млрд выручки до 9 млрд. И это, конечно же, прекрасно, не случайно и заслуженно. Но, как частно бывает, такой рост нельзя, к сожалению, назвать полностью органичным. В компании появились перекосы, и если их не устранить, она начнет трещать по швам. Учитывая, что сейчас рынок не способствует росту, есть риск растерять достигнутые успехи. Основные проблемы, которые я сейчас вижу: 1. Управление крупным бизнесом. Менеджмент компании с оборотом около 10 млрд во многом продолжается по старинке, в ручном режиме. Некоторые сферы начинают выпадать из поля зрения и терять эффективность. Нужны сильные лидеры внутри. 2. Разнообразие продуктов и отраслей. У ПСМ очень много разных продуктов и направлений бизнеса. Уделять каждому из них столько же внимания, сколько конкуренты, специализирующиеся исключительно на этих продуктах, практически невозможно. Вывод в отдельные бизнес-юниты и направления. 3. Скорость принятия решений. Всё стало происходить медленнее. Иногда буквально хочется «застрелить» за тупизм, ненужную бюрократию, избыточные согласования и другие вещи, которые мне совершенно чужды и явно мешают бизнесу развиваться. Здесь пока кроме автоматизации даже не знаю, что делать. 4. Зависимость от крупных проектов. С одной стороны, проще и интереснее иметь несколько крупных клиентов и проектов. Но я всегда считал это рискованной моделью для устойчивого бизнеса. Крупные проекты обязательно необходимы для большого бизнеса. Но у меня в голове всегда была формула, что один проект/клиент не должен быть больше, чем 20 % бизнеса. 5. Оборотный капитал. Управление обороткой, особенно складом и незавершённым производством, стало критически важным. Деньги сейчас слишком дорогие, и неэффективное управление может быстро «съесть» весь капитал. Раньше мы могли закупать крупные комплектующие сразу при размещении заказа на производство, но сейчас без точного и детального планирования (автоматизированного) это ведёт к серьёзным финансовым проблемам. 6. Проектирование и разработка - самая сложная и самая важная функция для трансформации. В идеале для самих инженеров ничего бы не менять и просто брать и брать десятки новых сотрудников. Но в реальности так уже не работает, поэтому надо менять подходы. Новый этап, новые вызовы и новые возможности одновременно. Надо постоянно меняться, иначе это путь в один конец, причем в плохой.
Андрей Медведев 30.06.2025 08:29:55
#ПСМ ЭТО ПО ЛЮБВИ Это был самый эмоциональный, тёплый, дружеский, запоминающийся корпоратив за всю историю ПСМ!. Сочинский уикенд, посвященный 20 лет ПСМ, был драйвовым, кайфовым и ярчайшим. Просто невероятная радость и гордость, что в нашей компании работают сотни таких замечательных и искренних людей. P.S. Во время салюта, пожалуй, впервые в жизни подумал, что всё-таки чего-то мне удалось добиться в этой жизни. Но точно знаю, что это лишь начало большого и увлекательного пути!
Андрей Медведев 28.06.2025 06:42:53
#БИЗНЕС НАСТУПАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗИМА ИЛИ ЭТО НЕБОЛЬШИЕ ЗАМОРОЗКИ На этой неделе в новостях с ПМЭФ интересно было читать формулировки того, что происходит в нашей экономике: «плановое охлаждение», «выход из перегрева», «сбалансированная траектория», «на грани перехода в рецессию» и другие. Я понимаю политиков им часто нельзя вещи называть своими именами. Глобально всё уже понимают несколько месяцев, что ситуация в экономике не простая и в машиностроении, например, глобальное падение спроса (30-40 %). Всё сильно изменилось и много вопросов, что будет дальше главные из них: 1. Кредитная ставка. Коммерческая кредитная ставка под 25 %, снижение вызвало небольшой оптимизм, но пока это ничего системно не поменяло. Насколько сейчас ставка в принципе уже управляет экономической активностью? Когда она придёт в реальные цифры, которые позволят бизнесу снова инвестировать? 2. Курс рубля. Все на Форуме в один голос говорили про равновесный доллар по 100 рублей. Так вот вопрос, что должно произойти, чтобы он действительно так вырос. Кто и как сейчас реально влияет на формирование курса, учитывая специфику валютных торгов? 3. Цикличность экономики. Как сказал министр финансов, что за похолоданием всегда приходит лето. Я тоже согласен, что экономика циклична. Но очень большой вопрос когда снова наступит позитивный тренд. Кто-то говорит про полгода, а кто-то и про 5 лет. 4. Крупные инвестпроекты. Мы 2 года масштабно работаем на одном крупном проекте, который финансируется из Фонда национального благосостояния. ФНБ сильно сократился за последние годы, поэтому возможно часть мегапроектов могут быть заморожены. А эти глобальные стройки хорошо поддерживали экономику. 5. Новая модель роста. Поднимался вопрос, что существующая модель роста экономики исчерпала себя. Что может стать новым фундаментальным драйвером экономического роста? Цифровая трансформация экономики и ИИ? Насколько быстро и эффективно это повлияет на реальную экономику и поможет ли компенсировать текущие проблемы? Несмотря на общую ситуацию в экономике главное для любого бизнеса это управление внутренними задачами и проблемами. Соответственно, и моя задача — не отслеживать новости (хотя это нужно для понимания трендов и повестки), а максимально эффективно настраивать внутренние бизнес-процессы с учетом текущих реалий.
Андрей Медведев 21.06.2025 01:00:29
#ЖИЗНЬ ЗАКАТ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЫ. YES OR NO? Даже после 2022 года я регулярно бываю в Европе. Мне нравится историческое наследие, красота маленьких городов, фантастическая природа и ухоженность. Но то, о чём я здесь регулярно думаю - это о том, что наступил некий тупик системы. И это, конечно же, не из-за меншинств или чего-то подобного. Ты смотришь, сколько великого здесь создали предки, но думаешь о том, что это было создано когда-то очень давно. И по сравнению с этим то, что создается сейчас, уже не масштабно и не амбициозно. Тем более, если сравнивать с Эмиратами, Китаем или где-то даже Москвой. Просто много лет назад Европа выбрала путь стабильности и комфорта взамен развитию. Ощущение, что нет той интенсивности и страсти в работе, как в США, Китае или России. Здесь намного меньше крутых стартапов, прорывных технологий (только Оземпик может быть). Пока максимально сильные позиции у европейских компаний в luxury брендах, и этот рынок очень сильно вырос за последние 10 лет. А классические сильные отрасли типа автомобилестроения явно находятся в системном кризисе из-за отставания в инновациях. Интересно, этот путь как-то будет скорректирован или продолжится медленная деградация и проигрыш глобальной конкуренции? P.S. Хотя типичному французу, который сидит в ресторанчике в Бордо, пьёт вкусное вино и ест отличный сыр и мясо, возможно, и нет дела на эти имперские рассуждения. Единственное, сейчас, разговаривая с многими европейцами, они уже к безопасности в своих городах (особенно крупных) стали относиться с тревогой.
Андрей Медведев 17.06.2025 08:40:32
#БИЗНЕС МАРКЕТИНГ ВИНА Вчера были на экскурсии во французских шато по Бордо. Наш гид Лейсан, которая после переезда сюда выучилась на технолога -винодела провела нам очень интересный трип. Мне всегда интересно смотреть на многие вещи с точки зрения бизнеса. Я не большой специалист в вине (к счастью), и меня всегда интересовало ценообразование на этот продукт. Здесь в обычном винном бутике Сент-Эмильона бутылка вина варьируется от 5 до 10 000 Евро (я уже не говорю про цены на аукционах). Мне всегда казалось, что на вкус вино свыше 50 Евро я уже не пойму в чем его особенность. Гид мне подтвердила, что так и есть более высокие цены на базовое вино - это маркетинг и история (тоже маркетинг). Например, мы были в первом Chateau de Pressac, где бутылка вина первой линии стоит 50 Евро, и дальше заехали посмотреть Chateau Angelus, где такое же базовое вино стоит 500 Евро. Отличия по вкусу практически невозможно уловить, но за вторым вином 250-летняя история и маркетинг (оно появлялось во многих голливудских фильмах). Она говорит, что всегда смешно видеть русских, которые приезжают и говорят, что они вино дешевле 150 евро за бутылку даже пробовать не будут, а потом оказывается на деле, что они вообще не разбираются в вине. Есть коллекционный рынок, который определяется ограниченностью. Например, во всем мире осталось всего 5 бутылок определенного вина 1980 года, и оно, естественно, больше никогда не будет произведено, но это уже, по сути, рынок произведений искусства. А вообще, обычные французы каждый день пьют вино за 5-6 евро, максимум 10-12 евро. Одна из многих интересных историй, которые мы здесь услышали. Один чувак не имел своего шато, но купил небольшой 1 га участок земли под Сент-Эмильоном и стал делать вино прямо у себя в гараже собственного дома в городе. Его в профессиональных кругах презрительно начали называть «гаражистом». В итоге его вино попробовал знаменитый американский критик Роберт Паркер, и он получил 100 из 100 баллов, после чего его вино мгновенно вошло в моду. В итоге он решил использовать эти нападки в маркетинге и сделал потом ставшее супер популярным вино “Bad boy” с изображением «паршивой овцы» и словом «Гараж». А дальше ещё розовое вино «Bad girl». Ещё меня очень интересовал вопрос, кто же сейчас является собственником этих шато. В одном Сент-Эмильоне их 850 (85 крутых - классификация Grand cru Classe). Конечно же, уже единицы остались винных бизнесов, где управляет семья создателей. Половина - это богатые французские семьи, которые скопили состояние, и многие из них здесь реально живут и этим занимаются сами. А половина - это банки, инвестфонды и другие иностранные инвесторы. Для них уже это просто одна из инвестиций в портфеле. Для французов это печально, но деньги есть деньги.
Андрей Медведев 15.06.2025 06:47:06
#ЖИЗНЬ ДЕНЬ РОССИИ У нас действительно очень крутая страна. Большая, красивая, вкусная и особенная. В какой-то период мы действительно стали забывать свои традиции, и мода сместилась на всё иностранное. Например, мы перестали есть русскую кухню, а стали итальянскую, японскую и другие. Сейчас же наоборот ярко выраженный тренд на локальные продукты и местную кухню (это, конечно, не значит только её). Такая же ситуация была и с промышленностью. Много раз слышал: что угодно, кроме СДЕЛАНО В РОССИИ. Или ещё хуже, что русский человек не способен прикрутить двигатель к генератору. При этом, на мой взгляд, не должны быть и полного протекционизма и изоляции, когда все везде запрещено. Недавно был в Дубае и Баку — позже обязательно напишу отдельный пост, сколько новых эмоций и знаний получил, общаясь с людьми, которые живут и работают за пределами России, про технологии, рынки и мировые тренды». Надеюсь, что в ближайшие годы, независимо ни от каких обстоятельств, в нашей любимой стране будет происходить много всего нового и яркого. Я, со своей стороны, максимально постараюсь внести вклад в историю России. Хочу посетить ещё 100 стран, но жить собираюсь только в России.
Андрей Медведев 12.06.2025 04:04:29
#БИЗНЕС БИРЮЗОВАЯ КОМПАНИЯ Какое-то время назад я написал пост про то, что рассматриваю обучение на программе Executive MBA. И мне коллега говорит: «А ты понимаешь, что тебя там будут учить всяким идеям типа «построение бирюзовых компаний» и прочего. Ты готов меняться и не раздавать пи***лей, а верить в сознательность и т.д.» Кто не знает бирюза - это организация без жесткой иерархии, основанная на самоуправлении и взаимном доверии. В целом идея прикольная, и уверен, что в мире есть успешные примеры бирюзовых грёз, особенно в IT сфере. Но искренне не верю, что в нашем конкретном бизнесе это будет работать. Причины: 1. Мы работаем в условиях дефицита кадров и верить, что все будет сознательные и вознесенные, не приходится. 2. Особенно в нашем инжиниринговом бизнесе есть много очень нестандартных ситуаций, где люди не знают, что делать и зависают. 3. У нас принято давать негативную обратную связь индивидуально. Я считаю, что иногда важнее прямо и открыто говорить о проблемах, а люди должны научиться воспринимать это без личных обид. 4. Многие сотрудники искренне говорят, что хотят свободу и ответственность, но потом оказывается, что именно эти вещи делают их работу менее комфортной. Я внимательно изучаю exit-интервью и там много таких примеров. Конечно, у нас в компании много (думаю намного больше, чем в других производственных компаниях) людей, которые могли бы так работать. Но их условно 10-20 % от всех, кому это нужно, и есть шанс потерять всех остальных профессиональных и эффективных сотрудников. Думаю, идеи Agile и бирюзы явно нужны в компании: неформальное общение, поощрение креатива, снижение бюрократии при решении вопросов (не при учете, например). Поэтому надо переодически раздавать пи***лей в корпоративных чатах по реализации сложных проектов. Думаю, что коллеги понимают и принимают такой подход (ну или у них просто нет выхода
Андрей Медведев 03.06.2025 08:14:10
#БИЗНЕС АГРЕССИВНАЯ СРЕДА Сегодня бегал на дорожке и слушал интервью Николая Сторонского (финтех-компания Revolut оценка $45 млрд.). Он подтвердил моё личное мнение, что в России наряду с Америкой и Китаем самая агрессивная бизнес-среда (его бизнес работает в 50 странах мира). Причем интересно, что, на мой взгляд, причины этой среды совершенно разные. Китай в принципе страна ожесточенной конкуренции с детства для каждого человека, США - страна капитализма, предпринимательства и большого входного билета на рынок, а в России просто внешняя среда бесконечно подкидывает тебе сюрпризы и постоянно надо меняться, или тебе п***ц. За последние 20 лет были окна больших возможностей (например, 2005–2008, 2010–2014, 2016–2019 и 2022–2024 годы), между которыми наступали жесткие кризисы и приходилось буквально выживать. При этом за эти годы большинство внешних факторов становилось всё агрессивнее, особенно сейчас. Но в этом есть и плюсы: борясь за жизнь более ожесточенно, ты точно становишься сильнее. Рынок позволяет зарабатывать, но при этом есть много больших НО. Здесь есть одна огромная проблема для российских игроков. Мы должны выживать исключительно на своем внутреннем рынке, а китайские и американские конкурентоспособные компании работают глобально. И это сказывается не только на эффект масштаба, но и на технологии (можно использовать всё самое передовое и необходимое), персонал (в том же Revolut работают люди из 115 стран, и у каждого свои сильные стороны) и заимствовать опережающие рынок тренды. В любом случае будем бороться дальше и не бояться ни внутренних, ни внешних вызовов. Если они нас не убьют, то сделают ещё сильнее.
Андрей Медведев 01.06.2025 06:47:06
#ПСМ 20 ЛЕТ СПУСТЯ Ровно 20 лет назад началась невероятная история ПСМ! Это путь, полный драйва, жёстких вызовов и ярких побед, которыми стоит гордиться. Конечно, были и сложные моменты, и даже болезненные поражения, но такова реальность бизнеса и жизни в целом. Главное — мы никогда не сдаёмся! Всё это стало возможным исключительно благодаря вам — сотрудникам, партнёрам, клиентам и даже конкурентам, которые мотивировали нас быть лучше с каждым днём. Спасибо, что были и остаётесь частью нашего мощного движения вверх
Андрей Медведев 01.06.2025 04:31:03
#ПСМ 20 ЛЕТ СПУСТЯ Ровно 20 лет назад началась невероятная история ПСМ! Это путь, полный драйва, жёстких вызовов и ярких побед, которыми стоит гордиться. Конечно, были и сложные моменты, и даже болезненные поражения, но такова реальность бизнеса и жизни в целом. Главное — мы никогда не сдаёмся! Всё это стало возможным исключительно благодаря вам — сотрудникам, партнёрам, клиентам и даже конкурентам, которые мотивировали нас быть лучше с каждым днём. Спасибо, что были и остаётесь частью нашего мощного движения вверх
Андрей Медведев 01.06.2025 02:32:14