Важно
Подпишись на телеграм ген директора ПСМ Андрея Медведева
Главные события от первого лица
Переходи на канал
Меню

Осторожно, ФЗ-44!

19.01.2018

Новые правила госзакупок дизель-генераторов: что изменилось и как с этим работать

Осенью 2017-го года в отрасли энергетического машиностроения произошли большие перемены. Импортные дизель-генераторы мощностью 60-315 кВт (код 27.11.31) вошли в список товаров, которые запрещено покупать для государственных предприятий.

Теперь в муниципальные учреждения допускаются только отечественные агрегаты, соответствующие определенным критериям. А это значит, привычная процедура закупок меняется. Каждому, кто приобретает дизельные генераторы для государственных учреждений нужно знать о новых правилах и следовать им, иначе можно стать нарушителем.

Объясняем, как организовать госзакупку дизельных генераторов и не нарваться на штрафные санкции.


Что сказано в законе?

Федеральный закон №44-ФЗ регламентирует порядок закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Всем известно, что согласно этому документу приоритетным фактором в любом гостендере является ЦЕНА. Чем ниже – тем больше у участника шансов на победу. Но не все так просто. Госзакупки машиностроительной продукции дополнительно регулируются еще несколькими официальными документами.

Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Этот документ – один из шагов той самой политики, которую мы называем «импортозамещение». Суть проста – если оборудование, перечисленное в постановлении, закупается для государственных нужд, оно должно быть российского производства. Грубо говоря, цена как фактор выбора остается, но к ней добавляется еще один – ПРОИСХОЖДЕНИЕ.

До недавнего времени в списке значились только транспортные средства и строительные машины: автомобили, тракторы, экскаваторы, прицепы, вагоны. Но все изменилось 13 октября 2017 года, когда вышло Постановление Правительства РФ № 1246. Оно дополнило перечень товаров машиностроения из предыдущего закона установками с двигателями внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия мощностью от 60 кВт до 315 кВт. Теперь государственным и муниципальным учреждениям законодательно предписано покупать дизель-генераторы исключительно отечественно происхождения.

Постановление Правительства РФ от 17 июля 2015 г. № 719. «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации»

Этот закон определяет, какие дизельные электростанции допускаются в госучреждение, а каким дорога туда закрыта. Здесь зафиксированы особые приметы, по которым российский дизель-генератор отличается от заграничного. Более того, эти критерии законодатель постарался сделать преградой для производителей, скрывающих фальсификат за громкой фразой «сделано в России». В списке факторов, влияющих на выбор победителя в гостендерах, появилось еще и КАЧЕСТВО.

Итак, в госзакупках дизель-генераторов на сегодняшний день определяющими являются:

1. Цена самая низкая, как велит ФЗ-44

2. Происхождение только Россия

3. Качество не фальсификат


Какой агрегат следует считать российским?






Поскольку контроль за соблюдением закона ложится на плечи заказчика, разберемся, по порядку: на что обращать внимание.

Вот ключевые требования, к ДГУ отечественного производства.

  • Производитель должен владеть правами на конструкторскую документацию на срок не менее 5 лет, а также иметь собственное конструкторско-технологическое подразделение.
    Это требование призвано оградить госучреждения от фирм-однодневок, которые закроются сразу после того, как поставят некачественный агрегат, а также от псевдо-россиян с китайскими корнями. Некоторые недобросовестные производители ДГУ не спешат создавать собственный конструкторский центр. Им легче купить готовые чертежи других компаний, далеко не всегда проверенные и актуальные. А еще проще – работать вовсе без документации, как большинство «гаражей» Вэйфана и Фуцзяня. Никто не сможет поручиться за качество и надежность таких дизель-генераторов, поэтому их нельзя допускать на социально важные объекты.
  • Производитель должен располагать собственным сервисным центром.
    Продать станцию мало, необходимо обеспечить ее сервисной поддержкой. Когда дизель-генератору потребуется техническое обслуживание или ремонт, сервисные инженеры должны незамедлительно приехать на место работы агрегата и выполнить необходимые операции. Если производитель не удосужился позаботиться о создании соответствующей службы – у него нет шансов выиграть в гостендере.
  • Стоимость импортных материалов в составе ДГУ не должна превышать 50% цены станции.
    Российский производитель может использовать для сборки дизель-генераторов иностранные комплектующие, но их стоимость должна быть дешевле готовой установки хотя бы вполовину. Со временем этот показатель станет еще строже. Так, к 2020-му году сумма иностранных элементов в общей стоимости станции должна составлять всего 30%. Это требование дополнительно защищает потребителей от предприимчивых, но нечистых на руку сборщиков, которые везут из Китая все до последнего болтика, а в России лишь объединяют элементы. Такой способ производства никак не может считаться российским, поэтому закон устанавливает для него категорический запрет на доступ в госучреждения.
  • Двигатель - основная часть ДГУ, обязательно должен быть выпущен на территории России.
    Никаких двигателей с экзотическими именами, выдуманными, чтобы скрыть иностранное происхождение. Производителей дизельных двигателей в России немного и все они имеют славную производственную историю. Их мощностей хватит для того, чтобы закрыть потребность в основном элементе ДГУ – моторе.

    Запоминайте марки – иных двигателей в составе дизель-генераторов на гостендерах быть не должно:

    • ЯМЗ-Автодизель (Ярославский моторный завод)
    • ТМЗ (Тутаевский моторный завод)
    • УДМЗ (Уральский дизель-моторный завод)
    • КАМАЗ (Камский автомобильный завод)
  • Заготовительное производство, механическая обработка, сборка, окраска станции, заводские приемо-сдаточные испытания должны происходить на российской площадке.

Организовать полноценное производство просто так, без тщательной подготовки, невозможно. На хороших заводах все процессы отрабатываются годами практики, приводятся в четкую систему, находятся под постоянным контролем, а еще лучше - соответствуют международной системе менеджмента качества ISO 9001. Закон, конечно, не гарантирует, что все ДГУ в РФ производятся на заводах с высоким уровнем производственной культуры, но если производитель стремится прожить на рынке не один день – ему придется работать над этим.


Как отличить российскую ДГУ от псевдо-российской?

До принятия поправки к постановлению № 656 не так-то просто было защитить социально важные объекты от низкопробных китайских станций. Они буквально захватили госпредприятия -поставлялись даже в больницы и школы, что крайне опасно! Причина востребованности китайцев - цена, которая, конечно, на порядок ниже, чем у агрегатов отечественного производства. Да и утаить китайское прошлое такого оборудования довольно просто – достаточно продавать его через бренды, зарегистрированные в России.

Теперь в госучреждения допускаются только дизель-генераторы, производители которых сумели документально подтвердить их подлинно российское происхождение. Какие же документы проверить у участника тендера?

Вместе с заявлением на участие поставщик обязан предъявить:

Акт экспертизы. Его выдает Торгово-промышленная палата РФ на основе документов, подтверждающих регистрацию предприятия, факт наличия производственных площадей и изготовления товаров.

Производителю придется преодолеть ряд трудностей для того, чтобы получить этот документ. Он действует только один год и выдается не производителю электростанции, а заинтересованному участнику закупки. Купить один экземпляр, а потом разослать его копию дилерам, не удастся. В общем, горе-производителям этих документов не видать, зато добросовестные участники рынка получат больше шансов выиграть в конкурсах, объявляемых государственными учреждениями.


Можно ли обойти закон?

Как и в любом юридическом документе, в постановлении о запрете на госзакупку есть свои подводные камни. В некоторых случаях иностранные дизельные генераторы все-таки могут просочиться в муниципальные предприятия.

Наряду с российскими электростанциями, государственные учреждения имеют право приобретать ДГУ, собранные на территориях стран Евразийского экономического союза. То есть станции из Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии будут свободно поставляться в госпредприятия. Это не противоречит правилам постановления и не является нарушением закона.

Некоторые заказчики приобретают дизель-генераторы, уже бывшие в употреблении, но отработавшие малое количество моточасов. Формально запрет на госзакупку касается только новых ДЭС, поэтому ничто не мешает организаторам торгов покупать импортные б/ушные станции.

Заказчик может и вовсе не приобретать отечественный агрегат, а взять в лизинг иностранный. Тогда необходимость в соблюдении правил также отпадает, потому что покупается не товар, а услуга.

С одной стороны, клиент не нарушает закон, ведь он не действует вразрез с Постановлением № 656. Но с другой, если это делается специально, чтобы обойти правила документа, контрольные органы имеют право классифицировать действия как нарушение закона.


Какое наказание ждет нарушителей?

Несоблюдение ФЗ-44 влечет за собой все возможные виды ответственности: дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и даже уголовную. Самый распространенный вид наказания для заказчиков – это штраф. Причем сумма колеблется от 3 до 500 тыс. рублей в зависимости от серьезности правонарушения.

Причины начисления штрафа - очевидны. Заказчик допустил к закупке поставщика, продукция которого не соответствует критериям постановления. Или же, наоборот, отказал в участии в тендере производителю, имевшему право претендовать на поставку оборудования в госучреждения. О том, сколько придется платить за конкретные правонарушения, можно прочитать в статьях 7.29-7.32.1 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» № 195-ФЗ.


У кого покупать дизель-генератор?

Смотри также

О производстве ПСМ
Описание и фото всех этапов производства дизельных генераторов

Каталог ДГУ с двигателями ЯМЗ, ТМЗ
от 60 до 400 кВт собственного производства

Единственный способ избежать проблем - выбрать хорошего российского поставщика, чья продукция полностью соответствует требованиям ФЗ-44, а также Постановлениям Правительства. Проблем с компаниями, выпускающими дизель-генераторы, на отечественном рынке нет. Порядка двадцати производителей могут предложить вам качественные агрегаты. Они обладают собственными инжиниринговыми центрами, пристально следят за качеством продукции и в случае необходимости готовы незамедлительно оказать сервисную поддержку. Так что и без иностранных конкурентов вам есть из чего выбрать.

Например, в линейке ПСМ есть дизель-генераторы серии АД «Буран» мощностью от 60 до 400 кВт. Агрегаты, собранные на базе двигателей ЯМЗ и ТМЗ, уже резервируют больницы и школы, административные здания и учреждения культуры.

Закупка ДГУ для государственных учреждений – это ваша ответственность. Бдительно следите за тем, кого допускаете к конкурсу на закупку дизель-генераторов! Неприятных последствий легко избежать, если четко следовать закону.

Все статьи

Главные события от первого лица
Андрей Медведев
#ЭКОНОМИКА ФОНДОВЫЙ РЫНОК В начале февраля, ещё до начала всего, я купил акции нескольких компаний, с которыми пересекается бизнес ПСМ. Думал, попробую инвестирование как инструмент и, можно сказать, «игру». Вообще-то после университета у меня был шанс пойти в инвестиционную компанию, а не в промышленность. После 24 февраля я решил, что в идеале какая-то бумага выйдет в 0, и я её сразу же продаю. Был один момент, когда Интер РАО было близко к этому, но я решил ещё чуть-чуть ???? А сейчас до нуля, как до Луны ???? Думаю, скоро о фондовом рынке в принципе можно будет забыть.
Андрей Медведев 26.09.2022 11:45:09
#МЕЖДУНАРОДНАЯПАНОРАМА ИМПОРТ ИЗ ЕВРОПЫ У многих сейчас есть ошибочное заблуждение, что импорт любых товаров из Европы запрещен. Но это не так. Запрещена поставка товаров, которые есть в санкционных списках - это в основном 5ый пакет санкций. Также есть 2ой пакет, где были товары «dual-use» и в соответствии с этим отправитель просит заполнить сертификат конечного пользования, где получатель показывает, что товар не применяется по двойному назначению. В других пакетах тоже есть отдельные группы, но они не такие массовые. Ну и, само собой, есть санкционные компании и бенефициары (причем степень санкционности разная). Мы стараемся максимально соблюдать правовое поле всех международных стран и союзов и действовать изучая региональное законодательство и свой внутренний комплаенс, который нам помогли разработать очень профессиональные люди.
Андрей Медведев 26.09.2022 08:50:10
#ЖИЗНЬ Родная школа #33 попросила дать интервью. https://www.yarnews.net/news/show/yaroslavl-region/64789/andrej_medvedev_spasibo_shkole_za_to_chto_menya_nauchili_uchitsya.htm
Андрей Медведев 26.09.2022 07:22:51
#БИЗНЕС СКОРОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ Открыл сейчас в дороге YouTube, выбирая ролик что посмотреть. Поймал себя на мысли, что когда я увидел дату публикации 2 дня назад, я сразу подумал, что уже устарело и неактуально. Соответственно, и в бизнесе модели, планы и логики, которые были в начале недели, уже, возможно, тоже в прошлой жизни. У нас сейчас на подписании несколько крупных контрактов по выигранным тендерам. Думаю, на следующей неделе точно надо проверить их на актуальность. Хотя есть риск, что ещё не успели обновить статус.
Андрей Медведев 25.09.2022 11:54:17
#ПРОМЫШЛЕННОСТЬ С ДНЁМ МАШИНОСТРОИТЕЛЯ! ???????? Всех причастных с праздником. Думаю, нам всем будет непросто со всех сторон в ближайшее года, но мы прорвёмся. ???? ????????
Андрей Медведев 25.09.2022 08:55:56
#НЕДЕЛЯПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ Эта неделя была другой. Главное: 1. Мобилизация заняла до 70 % времени дней, следующих после объявления. 2. Открыли счета в Евро ещё в 2-х банках, но после последних событий неизвестны перспективы дальнейших санкций по SWIFT и новым банкам. 3. Прорабатываем даже расчёты в сербских динарах ???????? (мы даже поспорили с финдиром насчёт курса). 4. Договорились с партнёрами о том, что если мы поставляем оборудования этим годом в рамках договора подряда, мы закрываем этот объем поставки (12 МВт дизель-генераторов). Для нас важно с точки зрения выполнения плана 2022 (очень хочу выйти на 3 млрд. годового оборота в этом году). 5. С начала событий у нас остался один проблемный проект - газопоршневой энергоцентр в Самарской области. Делаем всё возможное, чтобы разрешить ситуацию. Нашли несколько вариантов решения ситуации. 6. С точки зрения развития бизнеса Смарт Трейд сейчас ведём переговоры о существенном расширении международной сети как с точки зрения импорта, так и экспорта (после последних событий много знакомых оказалось в разных странах). 7. На этой неделе прошло заседание ФАС по одному очень крупному контракту. Даже они с первого раза не смогли разобраться в ситуации. Назначили повторное разбирательство ещё через неделю. При любых обстоятельствах надо продолжать бороться и работать лучше, чем раньше.
Андрей Медведев 25.09.2022 05:21:20
#ПСМ ПРОЕКТЫ Shell вышел из СП с Газпромнефтью «Салым Петролеум Девелопмент», но пусконаладка наших дизель-генераторов на Салымское месторождении в ХМАО. продолжается. КАКОВА КРАСОТА ????
Андрей Медведев 24.09.2022 03:29:42
#МЕЖДУНАРОДНАЯПАНОРАМА КИТАЙ ???????? Сегодня многие обсуждают в Телеграмм-каналах. Но на мой взгляд - это не может быть правдой ни на 1 %. В первом комментарии обратная связь от наших китайских поставщиков.
Андрей Медведев 24.09.2022 01:41:05
#ЖИЗНЬ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Вчера впервые у нас состоялось встреча оффлайн (Каролина учится уже во втором классе). Что бы полезно для меня, а не для ребёнка (для неё много полезного): 1. Как писателя Телеграм-канала неплохо объяснили на пальцах некоторые правила пунктуации ????. 2. Я осознал чему надо поучиться в поведении у учителя начальных классов (фишки и приёмы), чтобы иметь, по сути, безграничную власть над взрослыми, умными и успешными людьми. ???????? 3. Больше всего мне понравился совет про Каро: «Учите ребёнка здоровому пофигизму. Нервы важны с детства». ???? Короче, полезней всяких тренингов.
Андрей Медведев 23.09.2022 08:18:16
#ЖИЗНЬ ПЛАНИРОВАНИЕ В пятницу с департаментом продаж мы обсуждали план развития до 2025 года. Вероятно, смысл планирования сейчас равен почти 0. Я всё равно думаю лучше иметь план и его корректировать, чем вообще его не иметь. Но теперь уже и я в этом сомневаюсь. ????‍♂️
Андрей Медведев 23.09.2022 04:42:12