Важно
Подпишись на телеграм ген директора ПСМ Андрея Медведева
Главные события от первого лица
Переходи на канал
Меню

Осторожно, ФЗ-44!

19.01.2018

Новые правила госзакупок дизель-генераторов: что изменилось и как с этим работать

Осенью 2017-го года в отрасли энергетического машиностроения произошли большие перемены. Импортные дизель-генераторы мощностью 60-315 кВт (код 27.11.31) вошли в список товаров, которые запрещено покупать для государственных предприятий.

Теперь в муниципальные учреждения допускаются только отечественные агрегаты, соответствующие определенным критериям. А это значит, привычная процедура закупок меняется. Каждому, кто приобретает дизельные генераторы для государственных учреждений нужно знать о новых правилах и следовать им, иначе можно стать нарушителем.

Объясняем, как организовать госзакупку дизельных генераторов и не нарваться на штрафные санкции.


Что сказано в законе?

Федеральный закон №44-ФЗ регламентирует порядок закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Всем известно, что согласно этому документу приоритетным фактором в любом гостендере является ЦЕНА. Чем ниже – тем больше у участника шансов на победу. Но не все так просто. Госзакупки машиностроительной продукции дополнительно регулируются еще несколькими официальными документами.

Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Этот документ – один из шагов той самой политики, которую мы называем «импортозамещение». Суть проста – если оборудование, перечисленное в постановлении, закупается для государственных нужд, оно должно быть российского производства. Грубо говоря, цена как фактор выбора остается, но к ней добавляется еще один – ПРОИСХОЖДЕНИЕ.

До недавнего времени в списке значились только транспортные средства и строительные машины: автомобили, тракторы, экскаваторы, прицепы, вагоны. Но все изменилось 13 октября 2017 года, когда вышло Постановление Правительства РФ № 1246. Оно дополнило перечень товаров машиностроения из предыдущего закона установками с двигателями внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия мощностью от 60 кВт до 315 кВт. Теперь государственным и муниципальным учреждениям законодательно предписано покупать дизель-генераторы исключительно отечественно происхождения.

Постановление Правительства РФ от 17 июля 2015 г. № 719. «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации»

Этот закон определяет, какие дизельные электростанции допускаются в госучреждение, а каким дорога туда закрыта. Здесь зафиксированы особые приметы, по которым российский дизель-генератор отличается от заграничного. Более того, эти критерии законодатель постарался сделать преградой для производителей, скрывающих фальсификат за громкой фразой «сделано в России». В списке факторов, влияющих на выбор победителя в гостендерах, появилось еще и КАЧЕСТВО.

Итак, в госзакупках дизель-генераторов на сегодняшний день определяющими являются:

1. Цена самая низкая, как велит ФЗ-44

2. Происхождение только Россия

3. Качество не фальсификат


Какой агрегат следует считать российским?






Поскольку контроль за соблюдением закона ложится на плечи заказчика, разберемся, по порядку: на что обращать внимание.

Вот ключевые требования, к ДГУ отечественного производства.

  • Производитель должен владеть правами на конструкторскую документацию на срок не менее 5 лет, а также иметь собственное конструкторско-технологическое подразделение.
    Это требование призвано оградить госучреждения от фирм-однодневок, которые закроются сразу после того, как поставят некачественный агрегат, а также от псевдо-россиян с китайскими корнями. Некоторые недобросовестные производители ДГУ не спешат создавать собственный конструкторский центр. Им легче купить готовые чертежи других компаний, далеко не всегда проверенные и актуальные. А еще проще – работать вовсе без документации, как большинство «гаражей» Вэйфана и Фуцзяня. Никто не сможет поручиться за качество и надежность таких дизель-генераторов, поэтому их нельзя допускать на социально важные объекты.
  • Производитель должен располагать собственным сервисным центром.
    Продать станцию мало, необходимо обеспечить ее сервисной поддержкой. Когда дизель-генератору потребуется техническое обслуживание или ремонт, сервисные инженеры должны незамедлительно приехать на место работы агрегата и выполнить необходимые операции. Если производитель не удосужился позаботиться о создании соответствующей службы – у него нет шансов выиграть в гостендере.
  • Стоимость импортных материалов в составе ДГУ не должна превышать 50% цены станции.
    Российский производитель может использовать для сборки дизель-генераторов иностранные комплектующие, но их стоимость должна быть дешевле готовой установки хотя бы вполовину. Со временем этот показатель станет еще строже. Так, к 2020-му году сумма иностранных элементов в общей стоимости станции должна составлять всего 30%. Это требование дополнительно защищает потребителей от предприимчивых, но нечистых на руку сборщиков, которые везут из Китая все до последнего болтика, а в России лишь объединяют элементы. Такой способ производства никак не может считаться российским, поэтому закон устанавливает для него категорический запрет на доступ в госучреждения.
  • Двигатель - основная часть ДГУ, обязательно должен быть выпущен на территории России.
    Никаких двигателей с экзотическими именами, выдуманными, чтобы скрыть иностранное происхождение. Производителей дизельных двигателей в России немного и все они имеют славную производственную историю. Их мощностей хватит для того, чтобы закрыть потребность в основном элементе ДГУ – моторе.

    Запоминайте марки – иных двигателей в составе дизель-генераторов на гостендерах быть не должно:

    • ЯМЗ-Автодизель (Ярославский моторный завод)
    • ТМЗ (Тутаевский моторный завод)
    • УДМЗ (Уральский дизель-моторный завод)
    • КАМАЗ (Камский автомобильный завод)
  • Заготовительное производство, механическая обработка, сборка, окраска станции, заводские приемо-сдаточные испытания должны происходить на российской площадке.

Организовать полноценное производство просто так, без тщательной подготовки, невозможно. На хороших заводах все процессы отрабатываются годами практики, приводятся в четкую систему, находятся под постоянным контролем, а еще лучше - соответствуют международной системе менеджмента качества ISO 9001. Закон, конечно, не гарантирует, что все ДГУ в РФ производятся на заводах с высоким уровнем производственной культуры, но если производитель стремится прожить на рынке не один день – ему придется работать над этим.


Как отличить российскую ДГУ от псевдо-российской?

До принятия поправки к постановлению № 656 не так-то просто было защитить социально важные объекты от низкопробных китайских станций. Они буквально захватили госпредприятия -поставлялись даже в больницы и школы, что крайне опасно! Причина востребованности китайцев - цена, которая, конечно, на порядок ниже, чем у агрегатов отечественного производства. Да и утаить китайское прошлое такого оборудования довольно просто – достаточно продавать его через бренды, зарегистрированные в России.

Теперь в госучреждения допускаются только дизель-генераторы, производители которых сумели документально подтвердить их подлинно российское происхождение. Какие же документы проверить у участника тендера?

Вместе с заявлением на участие поставщик обязан предъявить:

Акт экспертизы. Его выдает Торгово-промышленная палата РФ на основе документов, подтверждающих регистрацию предприятия, факт наличия производственных площадей и изготовления товаров.

Производителю придется преодолеть ряд трудностей для того, чтобы получить этот документ. Он действует только один год и выдается не производителю электростанции, а заинтересованному участнику закупки. Купить один экземпляр, а потом разослать его копию дилерам, не удастся. В общем, горе-производителям этих документов не видать, зато добросовестные участники рынка получат больше шансов выиграть в конкурсах, объявляемых государственными учреждениями.


Можно ли обойти закон?

Как и в любом юридическом документе, в постановлении о запрете на госзакупку есть свои подводные камни. В некоторых случаях иностранные дизельные генераторы все-таки могут просочиться в муниципальные предприятия.

Наряду с российскими электростанциями, государственные учреждения имеют право приобретать ДГУ, собранные на территориях стран Евразийского экономического союза. То есть станции из Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии будут свободно поставляться в госпредприятия. Это не противоречит правилам постановления и не является нарушением закона.

Некоторые заказчики приобретают дизель-генераторы, уже бывшие в употреблении, но отработавшие малое количество моточасов. Формально запрет на госзакупку касается только новых ДЭС, поэтому ничто не мешает организаторам торгов покупать импортные б/ушные станции.

Заказчик может и вовсе не приобретать отечественный агрегат, а взять в лизинг иностранный. Тогда необходимость в соблюдении правил также отпадает, потому что покупается не товар, а услуга.

С одной стороны, клиент не нарушает закон, ведь он не действует вразрез с Постановлением № 656. Но с другой, если это делается специально, чтобы обойти правила документа, контрольные органы имеют право классифицировать действия как нарушение закона.


Какое наказание ждет нарушителей?

Несоблюдение ФЗ-44 влечет за собой все возможные виды ответственности: дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и даже уголовную. Самый распространенный вид наказания для заказчиков – это штраф. Причем сумма колеблется от 3 до 500 тыс. рублей в зависимости от серьезности правонарушения.

Причины начисления штрафа - очевидны. Заказчик допустил к закупке поставщика, продукция которого не соответствует критериям постановления. Или же, наоборот, отказал в участии в тендере производителю, имевшему право претендовать на поставку оборудования в госучреждения. О том, сколько придется платить за конкретные правонарушения, можно прочитать в статьях 7.29-7.32.1 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» № 195-ФЗ.


У кого покупать дизель-генератор?

Смотри также

О производстве ПСМ
Описание и фото всех этапов производства дизельных генераторов

Каталог ДГУ с двигателями ЯМЗ, ТМЗ
от 60 до 400 кВт собственного производства

Единственный способ избежать проблем - выбрать хорошего российского поставщика, чья продукция полностью соответствует требованиям ФЗ-44, а также Постановлениям Правительства. Проблем с компаниями, выпускающими дизель-генераторы, на отечественном рынке нет. Порядка двадцати производителей могут предложить вам качественные агрегаты. Они обладают собственными инжиниринговыми центрами, пристально следят за качеством продукции и в случае необходимости готовы незамедлительно оказать сервисную поддержку. Так что и без иностранных конкурентов вам есть из чего выбрать.

Например, в линейке ПСМ есть дизель-генераторы серии АД «Буран» мощностью от 60 до 400 кВт. Агрегаты, собранные на базе двигателей ЯМЗ и ТМЗ, уже резервируют больницы и школы, административные здания и учреждения культуры.

Закупка ДГУ для государственных учреждений – это ваша ответственность. Бдительно следите за тем, кого допускаете к конкурсу на закупку дизель-генераторов! Неприятных последствий легко избежать, если четко следовать закону.

Все статьи

Главные события от первого лица
Андрей Медведев
#ЖИЗНЬ КУРЕНИЕ Сегодня прочитал, что «Россия - самая курящая страна в мире, здесь курят около 40% людей» НЕ МОГУ ПОВЕРИТЬ. Когда ввели жесткие ограничительные законы, ты с курением вообще перестал сталкиваться в обычной жизни. Я сам покуривал (никогда не курил постоянно) с 10 класса до 2012 года, т.е. около 15 лет. Очень рад, что полностью бросил 10 лет назад курить. На мой взгляд, это совершенно бесполезная вредная привычка. И очень рад, что нигде вокруг меня никто не курит. И когда я оказываюсь в Европе, меня это удивляет, что в кафе курят, например. Вчера был на одном из наших заводов ПСМ Прайм, и мы обсуждали, что надо оборудовать не просто регламентированное место, а именно курилку на территории. В целом мне это не очень близко морально, но делать придётся. Всё же надеюсь, что курить станет окончательно не модно во всех группах общества. И если эта статистика правдивая, то со временем Россия будет внизу ⬇️ , а не вверху рейтинга ⬆️ .
Андрей Медведев 28.01.2023 12:23:48
#БИЗНЕС ЗАПАХ СОТРУДНИКА Вчера на базе завода ПСМ Прайм прошёл клуб IT-директоров, но об этом отдельно. Одна история из дискуссии «Взаимные ожидания IT и собственника в текущих реалиях». Я рассказал, что в ПСМ есть правило, что сотрудника берут, только если все согласны: подборщик, HR-директор, функциональный руководитель и я (если этого требует грейд). При этом мне иногда люди пишут в соцсети: «Я божественно оконченное существо, но меня не оценили. Если бы Вы увидели меня, то точно бы поняли, насколько я прекрасен». На что я обычно отвечаю: «Возможно это и так, но у нас есть правило, и мы его не нарушаем». Из опыта могу сказать, что раньше, когда были ситуации, что руководитель прожимал HR через меня, например, или наоборот. Но в итоге всегда заканчивалось это плохо и было ошибкой. На что мне один IT-директор говорит. А, вдруг, например пришел профессиональный сотрудник, но не мытый. А HR у вас девушка, и она следит за собой. Соответственно, она его не одобрит ???? Мы подбираем сотрудников по soft и hard skills (личностные и профессиональные навыки) и соответствию ДНК ПСМ. Но в ПСМ все мытые и пахнут ванилью ???? ????
Андрей Медведев 28.01.2023 07:34:57
#БИЗНЕС КРИЗИС МЕНЕДЖМЕНТ Почему экономика России до сих пор находится в очень неплохой форме, а промышленность прямо вообще не то что не умирает, а в некоторых случаях, как ПСМ, цветёт и пахнет. Один из факторов, что в целом управление в России - это не про стабильное развитие, игру в долгую и построение системы, а про героизм, преодоление. Когда прижмёт, то, оказывается, мы всё знаем и умеем. Многие руководители и компании сейчас окрылились, решили создавать то, что раньше боялись. Но важный момент, что это касается только тех, кто готов рискнуть и развиваться, а не затаиться и переждать. По секрету вам скажу, что ждать нечего. Тихо, спокойно и легко не будет ОЧЕНЬ долго. Так что давайте поддержим успешный частный производственный бизнес aka героев и кризис-менеджеров ????
Андрей Медведев 27.01.2023 05:14:44
#БИЗНЕС 1 - «KEEP CALM» Задумался о том, что во мне изменилось за 17 лет, пока существует ПСМ. И я решил выделить перечень из 5 качеств, которые, я считаю, изменились во мне и как это помогло мне в бизнесе. Первое, что я хотел бы отметить, это то, что я стал намного спокойней и рассудительней. Раньше я мог орать в трубку на человека, который предлагает очередную фигню по телефону отборным матом. А главное я мог сказать, что всё - зае***, пусть идут на х**, они му**ки, и работать мы с ними не будем. Сейчас же я тоже могу про себя это все сказать, но во-первых я возьму паузу, чтобы принять окончательное решение. А во-вторых я теперь думаю, они конечно надоели, но мы можем учесть их особенности. Да и мы не святые, и тоже их могли в чем-то их зае*** и накосячить. Надо встретиться, пообщаться, лично обсудить все вопросы и думаю мы найдем точки соприкосновения и модель сотрудничества. В 99 % случаях так и происходит (я на память вспоминаю только одного человека, с которым, где бы он не работал, я скажу, что это несгибаемо). Я не стал совсем ровным и также могу эмоционировать в моменте, но к принятию решений отношусь уже с холодной головой. Тем более большие сложные контракты и проекты – это всегда эмоциональные качели. Сегодня хочется застрелить, завтра мы лучшие друзья, а послезавтра – победа.
Андрей Медведев 25.01.2023 08:25:55
#БИЗНЕС EXECUTIVE MBA Примерно 10 лет назад я точно решил, что, когда стану поматерее, поопытнее обязательно пойдут учиться на Executive MBA. Причем я даже помню спланировал себе возраст для поступления – 42 года и выбрал школу – INSEAD (Франция) с модулями во Франции, Абу-даби и Сингапуре. Потом жизнь пошла по несколько другому сценарию, кроме того мой английский за эти годы к сожалению, не только не улучшился, а даже ухудшился. А я собирался именно учить язык для академических нужд. За эти годы кто-то из моих знакомых учился в РАНХиГС (причем многие для знакомств, а не для самого обучения), кто-то позже в Skolkova, кто-то даже в Synergy (но это полный пи***ц, на мой взгляд), есть даже кто в Stanford. В выходные снова изучал мировые рейтинги программ Executive MBA (увидел испанскую школу и несколько азиатских, которых не было там 10 лет назад). Я до сих пор не уверен, а НАДО ЛИ ОНО МНЕ, особенно в рамках новой экономической, да и политической реальности. Кроме того, с учетом того, что я занимаюсь операционным управлением бизнесом для меня важный вопрос – это не утратить тот темп развития, который сейчас подхватил бизнес ПСМ и умудриться совместить со всеми другими жизненными и семейными приоритетами. Но все же решил поподробнее изучить тему SKOLKOVO. Хотя несколько смущает, что люди, которые заявлены на сайте как топовые предователи явно сейчас не в России, да и не понятно, что стало с международными модулями и программами. В любом случае, если я что-то начинаю делать я всегда ОЧЕНЬ подробно это все изучаю. А там дальше посмотри, я в деле или нет.
Андрей Медведев 23.01.2023 08:47:40
#ЖИЗНЬ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ Большой театр, большие планы, большой мир, большая любовь, большой бизнес, большие приключения…
Андрей Медведев 22.01.2023 07:54:13
#ЖИЗНЬ ПИСАНИНА Только на пятом десятке у меня проснулась страсть к самовыражению через писательство ✍️ Если вспомнить школу, русский и литература точно никогда не были моими любимыми предметами. У меня была стабильная четверка (в старших классах по русскому даже иногда не очень стабильная). Я точно не был фанатом сочинений и изложений. В универе, с учетом того, что я учился на прикладной математике и информатике, я вообще ничего не писал. Уже в ПСМ я понял, что в целом могу написать толковое письмо или текст, но не сказать, что мне это прямо нравилось. Когда появились соцсети, я уже начинал чуть-чуть самовыражаться. Но при этом в запрещенных ныне Facebook и Instagram всё же это было скорее описание выложенных фоток, хотя иногда я выкладывал некоторые длинные опусы. По-настоящему же мне это стало интересно здесь, в Телеге, в марте 2022. Что для меня важно в этом процессе: 1. У меня нет никакого контент плана. 2. Иногда я сам потом вижу, что это интересно, а иногда прямо х**ня х***ней. Ну это сори, зависит от настроения, состояния и темы. 3. Какой-то период я публиковал что-то потому что вроде как бы уже пора что-то написать. Сейчас решил этого не делать. 4. Заметил, что в поездках пишется лучше. 5. Мне никто не помогает не по темам, не по текстам. Короче, в 2023 точно буду продолжать писать. А там дальше посмотрим ????
Андрей Медведев 20.01.2023 03:20:29
#ПСМ ???? В МЫЛЕ Если прочитать заголовок последнего поста, можно решить, что я лежу на купюрах и радуюсь жизни.????????️ А фактически же темп задан, надо бежать дальше. На этой неделе 3 дня в Ярославле, 2 дня в Питере и ещё 2 дня в Москве. Вчера: 6 совещаний в штаб-квартире ПСМ в Ярославле, самолет в Питер, тренировка ????‍♂️, ужин с коллегой, урок английского и срочные офферы потенциальным и действующим сотрудникам. Сегодня: гоняю на каршеринге на 6 встреч с клиентами в разных концах Питера. Сейчас я продолжаю получать кайф от движа и даже от операционки ????. 17 лет бизнеса в таком формате, можно сказать, пролетели не заметно. Впереди ждут новые вызовы, намного более масштабные.
Андрей Медведев 19.01.2023 06:53:29
#ПСМ МЫ СНОВА СТАЛИ БОГАТЫМИ Сегодня слушал интервью и услышал такой термин. И это для нас не про обогащение, а про возможность развиваться быстрее, вкладывать в бизнес больше и сделать многое быстрее. Наш бизнес не всегда развивался исключительно по восходящему тренду. Мы все 17 лет стараемся херачить с одинаковым максимальным усилием, но выходит с разной эффективностью и иногда вдохновением. Причем, к сожалению или к счастью, эффект зависит не только от тебя, но и от внешних обстоятельств (особенно в России). В целом мы никогда не были на дне. Но иногда были не самые успешные годы (мы делали не то, что было оптимально в моменте). Самые непростые 3 периода кратко: 2009 - крах системы продаж не выходя из офиса, остановка производства на 2-3 месяца, валютное попадалово. 2014 - налоговая выездная проверка, РПЦ со следственным комитетом, крах управленческого недоучета, развал дилерской системы продаж. 2020 - пандемия впервые снизила нашу выручку к предыдущему году, сократили 40 человек и оставили на складе проектного оборудования на сотни миллионов рублей из-за неплатежей. При этом мы НИКОГДА в истории НЕ РАБОТАЛИ В МИНУС. Обязательно подробно расскажу про эти периоды (как недавно мне прокомментировали: пишите больше про факапы, а не слащавую хер** про так как все классно и будет только лучше). Но 2022 год - это как раз про то, что МЫ СНОВА СТАЛИ БОГАТЫМИ…
Андрей Медведев 18.01.2023 08:31:25
фин дир
Ксения Гильфанова 17.01.2023 12:03:02