Важно
Подпишись на телеграм ген директора ПСМ Андрея Медведева
Главные события от первого лица
Переходи на канал
Меню

Осторожно, ФЗ-44!

19.01.2018

Новые правила госзакупок дизель-генераторов: что изменилось и как с этим работать

Осенью 2017-го года в отрасли энергетического машиностроения произошли большие перемены. Импортные дизель-генераторы мощностью 60-315 кВт (код 27.11.31) вошли в список товаров, которые запрещено покупать для государственных предприятий.

Теперь в муниципальные учреждения допускаются только отечественные агрегаты, соответствующие определенным критериям. А это значит, привычная процедура закупок меняется. Каждому, кто приобретает дизельные генераторы для государственных учреждений нужно знать о новых правилах и следовать им, иначе можно стать нарушителем.

Объясняем, как организовать госзакупку дизельных генераторов и не нарваться на штрафные санкции.


Что сказано в законе?

Федеральный закон №44-ФЗ регламентирует порядок закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Всем известно, что согласно этому документу приоритетным фактором в любом гостендере является ЦЕНА. Чем ниже – тем больше у участника шансов на победу. Но не все так просто. Госзакупки машиностроительной продукции дополнительно регулируются еще несколькими официальными документами.

Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Этот документ – один из шагов той самой политики, которую мы называем «импортозамещение». Суть проста – если оборудование, перечисленное в постановлении, закупается для государственных нужд, оно должно быть российского производства. Грубо говоря, цена как фактор выбора остается, но к ней добавляется еще один – ПРОИСХОЖДЕНИЕ.

До недавнего времени в списке значились только транспортные средства и строительные машины: автомобили, тракторы, экскаваторы, прицепы, вагоны. Но все изменилось 13 октября 2017 года, когда вышло Постановление Правительства РФ № 1246. Оно дополнило перечень товаров машиностроения из предыдущего закона установками с двигателями внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия мощностью от 60 кВт до 315 кВт. Теперь государственным и муниципальным учреждениям законодательно предписано покупать дизель-генераторы исключительно отечественно происхождения.

Постановление Правительства РФ от 17 июля 2015 г. № 719. «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации»

Этот закон определяет, какие дизельные электростанции допускаются в госучреждение, а каким дорога туда закрыта. Здесь зафиксированы особые приметы, по которым российский дизель-генератор отличается от заграничного. Более того, эти критерии законодатель постарался сделать преградой для производителей, скрывающих фальсификат за громкой фразой «сделано в России». В списке факторов, влияющих на выбор победителя в гостендерах, появилось еще и КАЧЕСТВО.

Итак, в госзакупках дизель-генераторов на сегодняшний день определяющими являются:

1. Цена самая низкая, как велит ФЗ-44

2. Происхождение только Россия

3. Качество не фальсификат


Какой агрегат следует считать российским?






Поскольку контроль за соблюдением закона ложится на плечи заказчика, разберемся, по порядку: на что обращать внимание.

Вот ключевые требования, к ДГУ отечественного производства.

  • Производитель должен владеть правами на конструкторскую документацию на срок не менее 5 лет, а также иметь собственное конструкторско-технологическое подразделение.
    Это требование призвано оградить госучреждения от фирм-однодневок, которые закроются сразу после того, как поставят некачественный агрегат, а также от псевдо-россиян с китайскими корнями. Некоторые недобросовестные производители ДГУ не спешат создавать собственный конструкторский центр. Им легче купить готовые чертежи других компаний, далеко не всегда проверенные и актуальные. А еще проще – работать вовсе без документации, как большинство «гаражей» Вэйфана и Фуцзяня. Никто не сможет поручиться за качество и надежность таких дизель-генераторов, поэтому их нельзя допускать на социально важные объекты.
  • Производитель должен располагать собственным сервисным центром.
    Продать станцию мало, необходимо обеспечить ее сервисной поддержкой. Когда дизель-генератору потребуется техническое обслуживание или ремонт, сервисные инженеры должны незамедлительно приехать на место работы агрегата и выполнить необходимые операции. Если производитель не удосужился позаботиться о создании соответствующей службы – у него нет шансов выиграть в гостендере.
  • Стоимость импортных материалов в составе ДГУ не должна превышать 50% цены станции.
    Российский производитель может использовать для сборки дизель-генераторов иностранные комплектующие, но их стоимость должна быть дешевле готовой установки хотя бы вполовину. Со временем этот показатель станет еще строже. Так, к 2020-му году сумма иностранных элементов в общей стоимости станции должна составлять всего 30%. Это требование дополнительно защищает потребителей от предприимчивых, но нечистых на руку сборщиков, которые везут из Китая все до последнего болтика, а в России лишь объединяют элементы. Такой способ производства никак не может считаться российским, поэтому закон устанавливает для него категорический запрет на доступ в госучреждения.
  • Двигатель - основная часть ДГУ, обязательно должен быть выпущен на территории России.
    Никаких двигателей с экзотическими именами, выдуманными, чтобы скрыть иностранное происхождение. Производителей дизельных двигателей в России немного и все они имеют славную производственную историю. Их мощностей хватит для того, чтобы закрыть потребность в основном элементе ДГУ – моторе.

    Запоминайте марки – иных двигателей в составе дизель-генераторов на гостендерах быть не должно:

    • ЯМЗ-Автодизель (Ярославский моторный завод)
    • ТМЗ (Тутаевский моторный завод)
    • УДМЗ (Уральский дизель-моторный завод)
    • КАМАЗ (Камский автомобильный завод)
  • Заготовительное производство, механическая обработка, сборка, окраска станции, заводские приемо-сдаточные испытания должны происходить на российской площадке.

Организовать полноценное производство просто так, без тщательной подготовки, невозможно. На хороших заводах все процессы отрабатываются годами практики, приводятся в четкую систему, находятся под постоянным контролем, а еще лучше - соответствуют международной системе менеджмента качества ISO 9001. Закон, конечно, не гарантирует, что все ДГУ в РФ производятся на заводах с высоким уровнем производственной культуры, но если производитель стремится прожить на рынке не один день – ему придется работать над этим.


Как отличить российскую ДГУ от псевдо-российской?

До принятия поправки к постановлению № 656 не так-то просто было защитить социально важные объекты от низкопробных китайских станций. Они буквально захватили госпредприятия -поставлялись даже в больницы и школы, что крайне опасно! Причина востребованности китайцев - цена, которая, конечно, на порядок ниже, чем у агрегатов отечественного производства. Да и утаить китайское прошлое такого оборудования довольно просто – достаточно продавать его через бренды, зарегистрированные в России.

Теперь в госучреждения допускаются только дизель-генераторы, производители которых сумели документально подтвердить их подлинно российское происхождение. Какие же документы проверить у участника тендера?

Вместе с заявлением на участие поставщик обязан предъявить:

Акт экспертизы. Его выдает Торгово-промышленная палата РФ на основе документов, подтверждающих регистрацию предприятия, факт наличия производственных площадей и изготовления товаров.

Производителю придется преодолеть ряд трудностей для того, чтобы получить этот документ. Он действует только один год и выдается не производителю электростанции, а заинтересованному участнику закупки. Купить один экземпляр, а потом разослать его копию дилерам, не удастся. В общем, горе-производителям этих документов не видать, зато добросовестные участники рынка получат больше шансов выиграть в конкурсах, объявляемых государственными учреждениями.


Можно ли обойти закон?

Как и в любом юридическом документе, в постановлении о запрете на госзакупку есть свои подводные камни. В некоторых случаях иностранные дизельные генераторы все-таки могут просочиться в муниципальные предприятия.

Наряду с российскими электростанциями, государственные учреждения имеют право приобретать ДГУ, собранные на территориях стран Евразийского экономического союза. То есть станции из Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии будут свободно поставляться в госпредприятия. Это не противоречит правилам постановления и не является нарушением закона.

Некоторые заказчики приобретают дизель-генераторы, уже бывшие в употреблении, но отработавшие малое количество моточасов. Формально запрет на госзакупку касается только новых ДЭС, поэтому ничто не мешает организаторам торгов покупать импортные б/ушные станции.

Заказчик может и вовсе не приобретать отечественный агрегат, а взять в лизинг иностранный. Тогда необходимость в соблюдении правил также отпадает, потому что покупается не товар, а услуга.

С одной стороны, клиент не нарушает закон, ведь он не действует вразрез с Постановлением № 656. Но с другой, если это делается специально, чтобы обойти правила документа, контрольные органы имеют право классифицировать действия как нарушение закона.


Какое наказание ждет нарушителей?

Несоблюдение ФЗ-44 влечет за собой все возможные виды ответственности: дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и даже уголовную. Самый распространенный вид наказания для заказчиков – это штраф. Причем сумма колеблется от 3 до 500 тыс. рублей в зависимости от серьезности правонарушения.

Причины начисления штрафа - очевидны. Заказчик допустил к закупке поставщика, продукция которого не соответствует критериям постановления. Или же, наоборот, отказал в участии в тендере производителю, имевшему право претендовать на поставку оборудования в госучреждения. О том, сколько придется платить за конкретные правонарушения, можно прочитать в статьях 7.29-7.32.1 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» № 195-ФЗ.


У кого покупать дизель-генератор?

Смотри также

О производстве ПСМ
Описание и фото всех этапов производства дизельных генераторов

Каталог ДГУ с двигателями ЯМЗ, ТМЗ
от 60 до 400 кВт собственного производства

Единственный способ избежать проблем - выбрать хорошего российского поставщика, чья продукция полностью соответствует требованиям ФЗ-44, а также Постановлениям Правительства. Проблем с компаниями, выпускающими дизель-генераторы, на отечественном рынке нет. Порядка двадцати производителей могут предложить вам качественные агрегаты. Они обладают собственными инжиниринговыми центрами, пристально следят за качеством продукции и в случае необходимости готовы незамедлительно оказать сервисную поддержку. Так что и без иностранных конкурентов вам есть из чего выбрать.

Например, в линейке ПСМ есть дизель-генераторы серии АД «Буран» мощностью от 60 до 400 кВт. Агрегаты, собранные на базе двигателей ЯМЗ и ТМЗ, уже резервируют больницы и школы, административные здания и учреждения культуры.

Закупка ДГУ для государственных учреждений – это ваша ответственность. Бдительно следите за тем, кого допускаете к конкурсу на закупку дизель-генераторов! Неприятных последствий легко избежать, если четко следовать закону.

Все статьи

Телеграм канал ПСМ-Медведь
Главные события от первого лица
Андрей Медведев
ПОЛНОСТЬЮ БЕЛАЯ КОМПАНИЯ Сегодня мне рассказали коллеги интересную историю. У нас сейчас открыта вакансия инженера-конструктора в ПСМ. Приходит на неё соискатель - эфиоп. ???????? Обсудили все вопросы по функциям, опыту и т.д. в общем, всё как обычно. Дальше он задаёт вопрос: «В какой форме у вас выплачивается зарплата и премия». Ему HR-специалист отвечает: «У нас полностью БЕЛАЯ компания». ???? Надо было видеть его лицо после этого ответа, полное удивления и негодования. В итоге рекрутер извинилась и сказала, что она ничего плохого не имела ввиду и объяснила смысл своих слов. NO TO RACISM
Андрей Медведев 17.05.2022 05:55:51
НАКОНЕЦ-ТО ✌️ Сегодня день начался с очень положительной новости. Я никогда не скрывал, что к господину Волкову относился отрицательно и что у него никогда не было большого желания, что Ярославль стал ухоженным, красивым, современным и комфортным для жизни городом. Если в первый год вообще ничего не делалось от слова совсем, но в этом году небольшие положительные сдвижки кажутся практически революционными изменениями. Как к хорошему, так и к плохому, к сожалению, быстро привыкаем. Ждём нового, более адекватного и заинтересованного МЭРа. Думаю, например, Дмитрий Юнусов из Тутаева точно бы справился с этой должностью.
Андрей Медведев 16.05.2022 12:35:20
РАБОЧИЕ СНЫ Очень частно бизнес меня не отпускает и во сне. Мне могут сниться совершенно разные ситуации: позитивные и негативные, разборки и награждения ???? Буквально позавчера ночью мне снились сложные переговоры с одним из клиентов. Теперь так неожиданно получилось, что эти переговоры завтра пройдут вживую. Даже любопытно: всё пойдёт как во сне? ????
Андрей Медведев 16.05.2022 08:49:32
ПРЕКРАЩЕНИЕ РАБОТЫ В РОССИИ Куча компаний, которые и так проиграли рынок, решили воспользоваться возможностью и «красиво» уйти из России. ???????? Лет 5 назад я ездил и в Москве, и в Ярославле только на Gett Такси, потому что мне нравились их стандарты качества и отбор водителей. Но время и идёт, кто выигрывает конкуренцию, а кто-то наоборот. И вот сегодня у меня возник вопрос: а разве вы ещё существуете? Жалко, что у Яндекс.Такси совсем не остаётся конкурентов. Китайский DiDi, который до этого решил уйти из России, тем вроде наоборот решил вернуться, но о нём мало кто вообще слышал.
Андрей Медведев 16.05.2022 03:50:46
ЛЮДИ 3.0 В современном мире по-настоящему успешными становятся люди формации 3.0. Самые яркие представители этой формации: Дуров, Маск и возможно Тиньков. Будем честны, Маск в другой лиге, и его проекты просто кажутся изначально безумными. Что у них общего: 1. Они делают по-настоящему особенный продукт, который выстреливает ???? . Причем особенность заключается не только, а возможно и не столько в самом изобретении, а удобстве использования. 2. Они меняют форму потребление людей, какого-то товара или услуги и создают рынок для продукта, тренд и дальше - стандарты потребления для рынка. 3. Они создают необычный провокационный PR. То, что маркетологи ???? бы не рекомендовали. Причём это во многом основано на харизме лидера. 4. Они где-то Остапы Бендеры своего времени. Готовы настолько рискнуть, что ты иногда не понимаешь: они всё же жулики или мировые звезды бизнеса. Очень хочется быть предпринимателем хотя бы 2.5, но для этого надо открыть свой мозг и совершенно по-другому смотреть на мир и бизнес, что очень не просто.
Андрей Медведев 15.05.2022 08:42:12
Друзья! У меня добавилось не мало подписчиков за последний месяц, которых я не знаю лично. Да и вообще мало что о вас знаю в принципе. Поэтому проведу несколько опросов: где вы живёте, чем вы занимаетесь, какие у вас интересы и о чем интересно здесь читать, а о чём наоборот.
Андрей Медведев 14.05.2022 12:59:35
#КРИПТОВАЛЮТЫ Вчера увидел список с распределением объема крупнейших криптовалют. Лично я знаю только 3 или 4 их них. Биткоин и Эфир это классика, ну и, по большому счёту, на их долю приходится получается 75 % рынка крипты. А Dogecoin чисто благодаря хайпу Илона Маска.
Андрей Медведев 14.05.2022 11:10:18
ВСЁ ДОЛЖНО БЫТЬ КРАСИВО Так выглядит столовая в ПСМ Прайм. Моя личная позиция, что всё всегда и везде должно быть красиво. Я заморочен на дизайне, что, наверное, не типично для промышленности. Как недавно сказал мне один знакомый, что вообще первый раз вижу, чтобы в производственном инвестпроекте была статья дизайн. У нас же всё красиво: штаб-квартира в Ярославле, офис ПСМ Сити в Москве, новый завод Прайм. Ещё предстоит существенно поработать над производством Красный Бор и инжиниринговым центром в этом плане. Расскажу отдельно про наше сотрудничество в плане дизайна с очень талантливым архитектором и моей идее, чтобы промышленность в России стала более красивая.
Андрей Медведев 14.05.2022 10:13:02
НЕ ВСЁ ТО, ЧЕМ КАЖЕТСЯ Вчера приезжали клиенты и решили, что на контейнере написано «ЗАЕБЕНЕТЬ». На самом деле здесь написано «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ» ????
Андрей Медведев 14.05.2022 08:15:28
АМБИЦИИ И РЕЗУЛЬТАТ Очень часто наблюдаю вокруг, что у людей с возрастом расходятся амбиции и достигнутый результат, что в принципе не так плохо, как минимум есть амбиции. И начинается обвинение всех вокруг в формате: Я умный, вокруг козлы. Я честный, вокруг жульё. Я гений, вокруг быдло. Я д'Артаньян, все п***асы! Все другие мне мешают добиться материального и морального результата, который я хочу, достоин и мечтаю. Виноваты кризисы, власть, работодатель, кумовство и многое другое. Я лично иногда тоже ловлю себя на мысли, что в моменте проскальзывают такие же мысли. В 40 лет я хотел уже завоевать весь мир, а мне что-то пока мешает это сделать ???? Но у меня есть важное отличие: я в этот момент понимаю, что я не достаточно много сделал для этого. И я начинаю больше работать, думать, встречаться с людьми, придумывать новых идей и т.д. ВИНОВАТ ТОЛЬКО ТЫ САМ, А НЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. ????
Андрей Медведев 14.05.2022 04:13:08