ПСМ-Медведь
Личный блог генерального директора ПСМ Андрея Медведева
#БИЗНЕС
КАК ДЕЛА
Вчера мне позвонил один уважаемый человек, ответственный за экономику. Разговор начался с дежурного: «Как дела?». И он удивился моему ответу: «Хорошо». Говорит, сейчас почти никто так не отвечает.
С начала года настроение бизнеса в основном откровенно дерьмовое. Особенно тяжело малому бизнесу. На примере моей супруги: с начала года она заплатила налогов примерно как за два предыдущих года. Плюс начал откровенно падать платежеспособный спрос населения. И это уже видно не только в цифрах, но и глазами - и в Москве, и в Ярославле всё больше вывесок «АРЕНДА».
Есть ощущение, что государство не особенно из-за этого расстраивается: часть этих людей уйдёт в найм - на заводы и в крупные компании, где ещё недавно был жёсткий дефицит кадров. Да и в целом остаётся много сфер - от полиции до курьеров, - где людей всё ещё не хватает.
В среднем и крупном бизнесе ситуация не лучше. Повышение на 2 % НДС и другие изменения налогового законодательства здесь, на мой взгляд, не так критичны для бизнеса. Главная проблема у всех одна - спрос. А дальше, как следствие, идёт серьёзное снижение рентабельности.
По настроениям сотрудников и по состоянию рынка труда видно, что по сравнению с 2024 годом всё кардинально изменилось. Сейчас снова рынок работодателя, а не соискателя. Хотя хорошие кадры, конечно, всегда в дефиците.
Что будет дальше? Пока позитивных прогнозов мало. Есть отдельные живые отрасли - добыча золота и цветных металлов, отдельные инфраструктурные проекты, компании, которые умеют развиваться вширь. Там деньги и жизнь ещё есть.
Много разговоров о том, что в 2026 году важно продержаться, а дальше вернётся отложенный спрос. Я в целом тоже думаю, что продержаться надо. Только, возможно, не до 2027 года, а немного или сильно дольше
#БИЗНЕС
996
В Китае очень долго существовал такой режим работы в технологических и не только компаниях. Это значит, что люди работали с 9 до 9 и 6 дней в неделю. Потом это признали незаконным, так как такой режим приводит к выгоранию людей. Но, по моему опыту, многие китайские компании и сотрудники так работают и сейчас. Поэтому, судя по всему, это только официально запрещено.
В гонке AI новые американские технологические компании, такие как OpenAI, Anthropic, xAI и другие, заимствовали такой же режим работы. Это произошло потому, что скорость изменений в этой отрасли по-настоящему революционная, и единственный шанс не отстать от конкурентов - это больше работать. Недавно смотрел интервью одного из фаундеров компании Higgsfield AI (он и большая часть команды живут в Казахстане), и на вопрос выбери 2 из 3: Быстро, дешево, хорошо, он выбрал главное - БЫСТРО. Они делают 300 релизов своего сервиса за 365 дней (все дни, кроме воскресенья). Сам он вообще работает по формуле 20 часов работает, 8 часов спит (у него нет классических рабочих дней) и так постоянно.
Когда бизнес ПСМ начинался 20 лет назад, я и наша офисная команда работали примерно также. Мы работали с 9 до 7 на неделе, а еще дома пару часов, и в субботу с 10 до 4.
Наверное работа в режиме 996 возможна только на этапе стартапа и когда тебе до 30-35 лет максимум. Сейчас лично я работаю с 9 до 18 (19) плюс часто с 22 до 00 (02) вечером дома. В выходные стараюсь не работать.
Мое мнение: чтобы компания в любой сфере достигала больших успехов, в ней люди должны много работать. В реализации, как у ПСМ, больших и сложных проектов, если люди работают исключительно до конца рабочего дня, а дальше уже не мои проблемы, не работает.
Буквально недавно мы обсуждали с ИТ, что ранее настроенная система, когда Битрикс архивируется с 22:00, очень неудобна для всех, потому что многие еще работают и поменяли это время на 02:00.
В общем, думаю сейчас недавно продвигаемые глобальные идеи про work-life balance, «работать надо умно, а не много» и 4-дневной рабочей недели не в тренде нигде в мире (может только в Западной Европе). Есть жесткая конкуренция между странами и между компаниями, и в текущих условиях возросших скоростей - это всё непозволительная роскошь.
#ПУТЕШЕСТВИЯ
КАТАР
На 3 дня слетали в короткий отпуск в Доху. Интересный город, красивая картинка и занимательная модель экономики.
Самое запоминающееся:
1. Пока не нашли углеводы, здесь жили добычей жемчуга - довольно бедно. Нефть в 1939 году всё изменила. Когда придумали технологию LNG (сжижение более чем в 600 раз природного газа и отправка его морскими танкерами), то благополучие ещё выросло. Катар - второй в мире экспортер LNG, и 80 % его идет в Азию (Китай, Япония и Южная Корея) и 13 % - в Европу. Важный момент, что это долгосрочные контракты на 15-30 лет, и с 2027 года вводится ещё больше производственных мощностей.
2. Газ дает огромные доходы для такой маленькой страны и экономики, поэтому шейхи правильно решили, что нельзя их разом вливать внутри страны, так как это приведет к сильной инфляции и пузырю. Поэтому они скупают кучу активов по всему миру. Недвижимость Лондона целыми кварталами, футбольный французский ПСЖ (лучший клуб мира прямо сейчас), 1/5 нашей Роснефти и Volkswagen и многое другое. Кажется, всё просто, но есть пример стран, как Венесуэла, где при таком количестве нефти безумная бедность. Сказать, про Катар, что у них нефтегазовое проклятие, язык не поднимается.
3. Катарцы в своей стране в абсолютном меньшинстве. Их здесь всего около 10-12 % населения (около 350 000), остальные - индийцы, бангладешцы и другие азиаты. Государство сделало так, чтобы нефтегазовой ренты им хватало на хорошую жизнь (им бесплатно все услуги ЖКХ, практически беспроцентная ипотека на любой срок и участок земли). Есть и обратная сторона медали - они работают в основном в госорганах и делают это не бей лежачего.
4. Под ЧМ по футболу в 2022 году практически перестроили всю Доху (а там живет около 80 % населения). Метро на 37 станций, целиком новые районы, топовые отели и широкие магистрали. Город стал супер современным и комфортным для жителей и для туристов.
5. Туризм здесь присутствует, но не такой как в Дубае. Доха - это транспортный хаб и многие останавливаются на 1-3 дня как трансфер. Особенно мне запомнился отель, переделанный из бывшего главного здания МВД. Также много приезжает круизных лайнеров - туристы одного дня. Ну и главное, это элитный событийный туризм: Формула-1, концерты, футбольные турниры.
6. Очень грамотно развивают сейчас цифровизацию, внедрение AI в страну и гос. сервисы, строят собственные ЦОДы и вообще развивают современную экономику. При этом это остается сильно консервативной страной, в отличие от ОАЭ. Недвижимость иностранцы могут купить только в нескольких зонах, гражданство получить практически невозможно, а алкоголь разрешен только в барах при отелях 5 звезд (сейчас в Рамадан, и там он запрещен). Очень интересно, как здесь выживает ресторанная индустрия при таком раскладе.
Когда мы были в пустыне, удивились, сколько кемпингов там стоит. Оказывается, местных тянет к песку, и они арендуют землю, расставляют целый лагерь с трейлерами с шикарной отделкой, свой личный генератор, гостиные для проведения совместного времени, нанимают поваров и живут зимой там месяцами (всё это недешевое удовольствие). Это для них примерно тоже самое, как летняя дача для нас. Они катаются на багги, квадроциклах и сандбордах.
8. Не знал такой факт истории, что с 2017 до 2021 года Катар находился в блокаде 10 арабских стран под предводительством Саудовской Аравии за близость с Ираном и работу канала Al Jazeera. Это после газа второй международный актив страны. С одной стороны, это оплот определенной удивительной демократии (конечно, управляемой), с другой - его позиция часто идет в конфликт с многими странами. В начале блокады у них пропали с полок многие продукты, так как всё завозилось через Саудовскую Аравию (сухопутная граница только с ними), но в моменте государство стало все завозить воздухом/морем и быстро решило эту проблему.
9. Влияние Катара в международной политики серьезно. Они один из главных переговорщиков между Израилем и Палестиной и у них крупнейшая американская военная база в регионе. Но при этом почти со всеми странами нормальные деловые отношения, но своя позиция во многих конфликтах.
#МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА
MADE IN CHINA
#БИЗНЕС
ЗАВТРА БУДЕТ ЛУЧШЕ, ЧЕМ СЕГОДНЯ
Одна из главных идей успешного предпринимателя - это фанатичная нацеленность на позитив. Установка, с которой ты живешь каждый день, и это база для принятия всех важных решений. Пока меня еще ни одна ситуация не заставила думать по-другому за 20 лет ПСМ, хотя всё может быть в будущем (но, это когда я перестану думать о развитии).
Сейчас и, возможно, навсегда мы оказались в лютой неопределённости. Меня это не напрягает, а скорее мотивирует. Раньше у меня даже была фраза «Чем хуже, тем лучше» (чем сложнее ситуация, тем лучше для меня). Но иногда я согласен с теорией, что российский бизнес, конечно, во многом крут от того, что нам надо постоянно биться с внешними обстоятельствами и это нас закаляет, но обратная сторона медали - отсутствие времени сконцентрироваться на инновациях.
На бизнес влияет очень много внешних обстоятельств, на которые ты не можешь никак повлиять: политика, макроэкономика, налоговая система и другое.
Во многом идея о том, что завтра будет лучше, основана на том, что проблемы и возможности чаще внутри компании. А неудачи объяснять внешним миром - это защитная реакция предпринимателя.
Взять ПСМ. С весны 2025 года рынок слабый, взрывной рост спроса закончился. Но я увидел много вариантов, как развиваться вширь: вместе с новым партнёром открыли компонентное производство «Металлфлоу», построили софтверное направление Unlim, создали BU «Насосное оборудование» и Департамент комплексных проектов.
Во-первых, это делает ПСМ устойчивее и конкурентноспособнее. Во-вторых, они все генерируют доход и имеют собственные хорошие перспективы. В этом году стартанёт ещё 1-2 новых проекта. А дальше - связка энергетики и AI, которую я ещё не сформулировал до конца, но уверен: через 10 лет это будет больше, чем сегодняшний ПСМ.
Если ты так не мыслишь, сложно создавать новые направления, бизнесы и стартапы. Да и новые технологии и мироуклад для тебя - угроза, а не возможность.
В общем, нас ждёт большое будущее, а фаталисты и нытики пусть сидят на печках.
#ЖИЗНЬ
ВОЗРАСТ
Отношение к своему возрасту - странная штука. Когда тебе 18, тебе кажется, что люди за 40 - уже старики (сейчас смешно).
Когда мне было 25 лет, мы создали ПСМ, и именно в тот момент я почувствовал серьезное взросление. У нас быстро стали работать десятки, а потом и сотни людей, и пришло осознание, что ты несешь ответственность не только за себя, но и за них (при этом забавно, что до 27 лет я жил с мамой). Я почему-то планировал ещё со школы жениться в 27 лет, но первый раз вступил в брак только в 34 года. Это считалось очень поздно, хотя помню, когда много общался со шведами, там брак в 36-37 лет - это скорее норма. В 36 я начал бегать полумарафоны (так говорят, проявляется кризис среднего возраста). А в 40 лет (которые принято не справлять) у меня был большой праздник более чем на 100 человек (ещё некоторые люди шутили, что я сглазил этот мир и началась пандемия).
Несколько лет назад в России была пенсионная реформа, и все возмущались повышением пенсионного возраста +5 лет. Лично мне кажется, что в современном мире мужчине в 60 лет садиться на печку рано. Вспоминаю своего деда - он усиленно работал до 80 лет (в молодости прошёл войну по полной).
Важный момент, который сейчас стал очень заметен, что руководители всех крупных мировых держав - это люди за 70 лет. Население, может, и задумывается об их возрасте, но, тем не менее, выбирает их президентами своих стран и доверяет их власти. А самый известный мировой инвестор Баффетт только недавно отошел от дел в возрасте 95 лет.
Возраст физической боеготовности спортсмены смогли увеличить лет на 5. Криштиану Роналду и Леброн Джеймс играют успешно в 40 лет, а в среднем многие топы до 35 лет в полном порядке. Умственный боеспособный возраст люди тоже сдвинулся лет на 10 в среднем. Но здесь тоже все очень индивидуально.
Мне недавно исполнилось 46 лет, и я уверен, что следующие 15 лет - это самый перспективный возраст в плане больших достижений. Недавно видел интервью главного инфоцыгана мира Тони Роббинса, и он прямо считает так же, как и я, что это возраст, когда ты имеешь большой опыт и отдача от твоих вложенных усилий благодаря этому увеличивается кратно.
Многие люди живут, как будто у них 5 жизней, и не стараются использовать предоставленное природой время максимально эффективно. Чтобы так не получалось, надо стараться быстрее принимать нужные решения и в личной жизни, и в работе, и слезать с лошадей, которые сдохли, и выпутываться из паутин.
Не так давно лидеры России и Китая обсуждали тему жизни до 150 лет и технологий продления жизни. Я тоже думаю, что в ближайшие 15 лет будет огромный прорыв в этом вопросе. Буквально вчера, пока бегал, слушал выпуск про лекарства от старости с Юрием Мельничеком (он хорошо там делает ликбез в этой теме).
Лично мне больше всего страшно, что я не смогу успеть сделать всё, что хочется за свою жизнь. А для этого очень важно оставаться в любом возрасте актуальным и с живым умом.
#БИЗНЕС
ТРЕНДЫ 2026
Я для себя отметил несколько трендов, которые я вижу и чувствую в бизнесе и обществе 2026 года:
1. Рост реальной заработной платы остановился, и есть риск даже её снижения. Думаю, уже в этом году инфляция (которая чувствуется выше официальной) будет выше увеличения доходов в большинстве случаев.
2. Рынок труда в целом сильно изменился, и нехватка всех профессий, которая была в 2022-2024 году, закончилась. Люди больше держутся за работу и сильно боятся рисковать, чувствуя начинающуюся нестабильность.
3. Ключевая ставка не разогнала инвестиционную активность почти во всех секторах. Для этого надо ещё минимум 4-5 % вниз, чтобы начинались новые стройки, заводы, ЦОДы и пароходы.
4. С одной стороны, продолжается огромная стройка небоскребов в Москва Сити или ВСМ Москва-Питер, с другой, например, в Ярославле практически нет строительства новых производств, отелей и других объектов. К сожалению, тот же Нефтегаз, недавно наша главная отрасль, практически остановился. Зато, к счастью, Горная Добыча за счет цен на золото, серебро и медь взлетает вверх.
5. Малый бизнес, с кем не пообщаешься, находится в шоке от увеличения налоговой нагрузки. Наше увеличение НДС на 2 % - фигня, по сравнению с их ситуацией. Я посмотрел, у меня у супруги налоги увеличиваются в 10 раз. Реально это не страшилки и многие задумываются о закрытии.
6. Рентабельность и крупного бизнеса сильно просела. Этому способствует все одновременно: упал спрос и снова рынок покупателя, налоговое регулирование, стоимость денег и давление сильно возросших за 3 года затрат.
7. Несмотря на негативные прогнозы, жесткого падения все же нигде нет. Думаю, стагнация - подходящее определение для рынка и для экономики в целом. Есть много разговоров, что этот год надо потерпеть и дальше опять все пойдет в рост, но это не точно.
8. Как мне кажется, люди и компании приспособились к неопределенности и тревожности, хотя экономическая ситуация, наоборот, ухудшилась (психология).
9. Произошла трансформация потребления и восприятия и мы к ней уже почти привыкли. Ездим на китайских легковых машинах и покупаем китайские станки, носим бренды российской одежды, отдыхаем в Дубае, ездим по Золотому кольцу России и не паримся по этому поводу. Роль Китая в жизни каждого россиянина возрастает.
10. Посмотрел статистику и удивился, что проникновение AI в России 6-7 % (одно из худших в мире). Но уверен, что за год будут глобальные изменения его применения и в бытовом, и в рабочем плане, причем не только в формате замены традиционного интернет поиска.
В целом смотрю как обычно с оптимизмом, пусть и не таким, как раньше. 2026 - год дисциплины и эффективности, романтика роста закончилась.
#БИЗНЕС
ЭПОХА НОВЫХ ИНЖЕНЕРОВ
Сегодня смотрел выступление Илона Маска в Давосе на экономическом форуме. К нему можно относиться по-разному, но пост не об этом. Он мыслит технологиями, космосом и масштабами.
Так вот о чем я задумался. В следующие несколько лет, а скорее всего, даже десятилетий, самая важная и интересная профессия в мире будет ИНЖЕНЕР. Инженер, который умеет превращать идеи в железо, энергию, инфраструктуру и продукт: космические полеты, робототехника, новая энергетика, беспилотный транспорт и многое другое. И это перестает быть научной фантастикой, а становится прикладными решениями, которыми будут пользоваться миллионы (а твое имя войдет в историю).
Прикладные инженеры становятся даже ценнее программистов.
Сейчас мы находимся в моменте, когда беспилотные такси - это десятки тысяч автомобилей, но буквально через 5 лет их будет миллионы. Мы видим роботов на выставках, но через 10 лет они будут у многих в домашних задачах и это будет как бытовая техника.
Кстати, буквально сегодня писал коллегам, что если бы я был крутым инженером и имел глубокую личную экспертизу, то с помощью AI я бы мог создать много всего самостоятельно и в десятки раз быстрее, чем это происходит по классической схеме с отделами и управлениями. Ключевой дефицит ближайших лет - скорость реализации. Кто умеет быстро проектировать и строить - выиграет.
Ещё одна важнейшая задача - заводы, цепочки поставок и скорость выпуска, в том числе в оборонной промышленности. Рост оборонных бюджетов почти всегда конвертируется в загрузку заводов и инженеров - от материалов до испытаний. Это тоже инженерная задача.
Мы уходим в эпоху пошлин и деглобализации. Значит, каждой крупной стране, в том числе России, нужны свои фабрики и своя инженерная школа.
И инженерами будут становиться не только “классические политехи”, но и люди с сильной базой математики и физики, если дальше они умеют прикладывать её к реальным задачам. Главное, вообще, мышление. Если ты что-то разрабатываешь годами и без AI, тогда скоро отправишься на помойку и такие инженеры - это не про будущее.
ПСМ, уверен, тоже внесёт вклад: автоматизация, предиктивная аналитика, промышленная цифровизация, модульная инфраструктура - и всё это вокруг энергии, которая будет ключевой темой следующих десятилетий. И мы станем компанией на сотни миллиардов рублей.
Так что, если вы не решили, куда отдать ребёнка учиться: инженер или математик/физик. Даже если в ВУЗе ничему не научат, дадут базу. А практики будет много, так что в деле научится.
#БИЗНЕС
ПРО ИКРУ, ФУАГРУ И МАРЖУ
Исторически предприниматели в России многими воспринимаются как капиталисты-рабовладельцы главная задача которых - путём эксплуатации бедных мирных жителей заработать себе на роскошный образ жизни: икра ложками, яхта и прочее.
Наверное, в 90-е годы так и было, откуда, возможно, эти представления и остались в головах людей. Судя по комментариям к одному из постов «олигархи» (в массовом сознании) - это те, кому повезло и они забрали то, что плохо лежало, а сейчас отдыхая на Мальдивах, получают миллиарды.
Что на практике:
1. Начнем с того, что если ты хочешь развивать свой бизнес, большую часть прибыли ты должен оставлять в бизнесе. И наоборот, если ты хочешь развить бизнес, то у тебя должна быть прибыль (если ты работаешь за еду, то будешь гаражем или ларьком).
2. Производственный бизнес в целом очень капиталоёмкий и, на мой взгляд, имеет проклятье, что ты бесконечно должен в него вкладываться. Мы, например, за 5 лет вложили 1.2 млрд. только в производство. Причём мы начали активно вкладывать ещё до 2022 года (когда такой скачок ещё не прогнозировался), а только потом, благодаря этим инвестициям смогли выстрелить (а могло быть и наоборот).
3. Последние несколько лет для серьёзного промышленного бизнеса нужен большой собственный оборотный капитал. Все крупные заказчики требуют поставку оборудования с отсрочками после поставки. В оборотке у тебя денег даже больше, чем в основных средствах.
4. Чем больше бизнес, тем больше у тебя появляется «необязательных» расходов. В нашем годовом бюджете сотни миллионов уходят на то, что многие даже не представляют. И та маржа, которая кажется, что имеет бизнес, не имеет ничего общего с реальностью. Как говорится, «всегда легко считать чужие деньги».
5. Раньше могли бизнес не любить за то, что он не платит налоги в бюджет государства. Сейчас все уже понимают, что, во-первых это невозможно в корпоративном сегменте - ты быстро все доплатишь. Кроме того, после последних изменений в налоговом законодательстве и не только крупный бизнес начинает платить очень много налогов.
6. Как говорил один бизнесмен: «Твой доход это разница между твоими обязательствами и твоими активами». Соответственно, у тебя, с одной стороны огромные кредиты и поручительства за них, а с другой часто - не самые ликвидные активы и минимальный свободный остаток. Тема отдельного поста - что в России не возможно работать на капитализацию частного бизнеса, как в США.
Так что работа предпринимателя ОЧЕНЬ интересная, но чтобы хватило на икру и фуагру, надо херачить и брать на себя нереальные риски. Причём колесо, внутри которого ты находишься, никогда не останавливается и не дает тебе сделать паузу или выйти из него. Поэтому времени, чтобы кайфануть от поедания икры и фуагры, практически нет.
#БИЗНЕС
МОЗГ В СПЯЧКЕ
Прочитал, что врач Пироговского университета рассказала, что это медицинский факт, что после таких длинных каникул мозг деактивирован и «расстроил» нейронные связи, отвечающие за концентрацию, многозадачность и рабочую память. Когда человек пытается вернуться в привычный режим, мозг требует свою «дозу» дофамина, поэтому возникает апатия и раздражительность.
По себе вижу, как тяжело было вернуться в рабочий режим загрузки и продуктивности первые дни. Я переключался, например, на задачи типа планирования летнего отпуска (хотя, пока не горит) или прокрастинировал важные задачи, зависшие с прошлого года. Я часто работаю еще и дома по вечерам и это тоже на этой неделе было неосиливаемо.
Как это лечится у меня. За первую неделю я, чтобы быстрее войти в режим, поработал в 3 городах: 3 дня в Ярославле (журналисты, внутренние встречи и поездка на заводы), 2 дня в Москве (реализация проектов и встречи с клиентами) и 2 дня в Китае (переговоры с партнером). После двух недель отпуска пришлось даже поработать без выходных. А тысячи километров дороги в самолетах, машинах и поездах тоже возвращают в привычный режим мобильности.
И теперь я готов к рабочему режиму уже практически на 100 %. Со второй недели возвращается в расписание десятки планерок и оперативок. И мозг снова «в ресурсе, в потоке».
А как вам далась первая рабочая неделя 2026 года?
#ПУТЕШЕСТВИЯ
МАРОККО: ОКЕАН, ФУТБОЛ И МАРРАКЕШ
Два года назад мы летели через
#ПСМ
НОЧЬ И БАЛ ПСМ
В декабре было так много событий, что я не поделился эмоциями и фоточками с нашего шикарного корпоратива в Вятское (кто не знает - одно из самых красивых сел России).
Как мне недавно написал один человек: «Ничего круче корпоративов ПСМ не придумано в плане делиться и заряжаться эмоциями друг от друга».
Два раза в год - на Новый год и на День Рождения ПСМ вот уже больше 10 лет мы выезжаем куда-то с ночевкой. Мы не проводим никаких деловых мероприятий, презентаций или обучений, а просто отдыхаем со вкусом и размахом.
«Я буду помнить это чудное мгновение»
Делюсь фоточками - завидуйте!
#ЖИЗНЬ
ТРОЕЧНИКИ ПРАВЯТ МИРОМ?
Ходит миф, что когда ты учишься на тройки, ты хорошо понимаешь как адаптироваться к системе. Ты не получаешь двоек и тебя не отчисляют, но при этом ты не задрот и не занимаешься всё время учебой. Ты умеешь договариваться с преподами, сдавать экзамены и т.д. и всё ок.
При этом ты адаптирован к жизни, не выходишь из школы или университета с красным дипломом и синим лицом. У тебя есть опыт работы, тусовок и многого другого.
Про себя. До старших классов школы я учился на твёрдые четвёрки. По многим предметам было неинтересно, не хватало усидчивости, где-то возможно, способностей (например по русскому языку для меня за радость было иметь 4, а сейчас я пишу).
В старших классах школы пришла осознанность. Возможно где-то понимание, что после развода у нас нет шансов оплачивать платное поступление или иметь второй шанс на поступление. Мы, конечно, круто гуляли, но уже появился серьезный фокус на учебе. При этом я закончил школу на четыре пятёрки, остальные четвёрки. Важный момент, что я учился в лучшей школе города Ярославля и математической спецшколе.
Дальше университет уже ещё больше осознанности - два красных диплома. Что важно, что я был членом профкома, участником команды КВН, имел собственный бизнес. А главное - на 4-5 курсе первого образования параллельно уже обучался на втором.
Если посмотреть на людей большого масштаба, то большинство из них реально обучались в сильных ВУЗах, на сложных специальностях, были победителями олимпиад и смолоду делали бизнес, политику или серьезную общественную деятельность.
Так что действительно, троечники хорошо адаптируются в этом мире, но олигархами, визионерами и миллионерами стали почти всегда образованные люди.
Но, к сожалению, не работает наоборот. Многие отличники так и остались задротами, и не смогли реализовать полученные знания в реальной жизни.
#ПУТЕШЕСТВИЯ
КУБОК АФРИКИ ⚽️
Последнее время обычно я только рассуждаю о каких-то бизнес темах, но решил рассказать о нашем опыте посещения матча Кубка африканских наций Египет-ЮАР. Если бы это был обычный футбол вряд ли я бы написал об этом в свой блог.
Но это было очень запоминающимся по следующим причинам. Сначала мы припарковались не на стоянке, а просто в обычном поле грязи. Мы зашли на территорию стадиона и увидели как большая группа людей пролезает в закрытые ворота, когда туда проезжала машина. Нам показалось это прикольно и мы пролезли с ними. Дальше стало интереснее, следующий забор и толпа пытается вынести, и потом один человек перелетает и все прорывают ограждения. Смотрю вокруг стадиона и там куча людей, и все пытаются прорваться на стадион. У многих получается перелезть, но самый треш как с трехметрового забора падает человек на шею и его оттаскивают другие люди. Мы никому не показывали наши билеты, FAN ID (все это оформить был ещё тот геморрой с двумя разными приложениями), и никто не проводил спецконтроль и нашу проверку.
На стадионе начался квест, и мы долго не могли найти наш сектор, потому что все в заборах и на замках. Молодой парень-стюард когда узнал, что мы русские и решил найти наши места (хотя сразу предупредил, что они заняты толпой людей без билетов). Мы минут 20 с ним ходили и искали наш сектор. В итоге наконец-то нашли хоть какие-то места. На всех крышах и парапетах висели люди.
Это был очень эмоциональный футбол: все орут, что-то скандируют по-арабски, классная техника, напряженный матч. Очень жаль, что мы забыли российский флаг. Мировая суперзвезда Мохамед Салах забил единственный гол. Но запомнился больше всего конечно проход на стадион.
Завтра идём ещё на один матч: Египет-Ангола. Но решили прийти пораньше, чтобы снова не участвовать в местном вандализме
#БИЗНЕС
НАШИ ПРОВАЛЫ 2025
Я уже писал пост про успехи ПСМ в 2025 году. Коротко: дизель-генераторы (ДГУ) - мы
#БИЗНЕС
ВРЕМЯ ОТРЕЗВЛЕНИЯ
Мне очень понравился комментарий под последним опросом про то, что пришло «время возвращения к реальности». Закончился тот недолгий период, когда главное было произвести продукцию, набрать новых людей и легко планировать и расти. Ещё в 2023 году стало понятно, что расходы растут очень сильно: оплата труда, материалы, накладные и прочее. Везде двузначные приросты и это всё надо закладывать в цену. В целом рынок и клиент это позволял.
В этом году мы весной увидели, что спрос в один момент пропал от слова совсем (ключевая ставка и другие факторы, но я писал об этом не один пост). Сейчас спрос несколько восстанавливается (пока не масштабно), но есть другие проблемы.
Себестоимость продукции и услуг сильно выросла, и в каких-то моментах мы разучились считать деньги - потому что могли себе это позволить. Сейчас клиент считает уже не только свои деньги, но и наши: в проектах просят калькуляцию и предлагают работать почти по open book. Я не раз говорил коллегам на внутренних тендерах: «А ты себе дома за такие деньги будешь это делать?». Мы в рамках корпоративной культуры, охраны труда, ремонтов, мероприятий старались вообще не ограничивать бюджеты - лишь бы было максимально красиво и современно.
Но такой экономики скорее всего как раньше не будет. Сейчас дальнейшее увеличение расходов (а оно продолжается) в цену не переложишь. Кто-то из клиентов говорит, что плюс 2 % увеличение НДС в бюджеты не заложено, кто-то готов заключаться только по старым ценам без индексации. Но надо не забывать понижающаяся ключевая ставка - это конечно хорошо, но текущие 16 % раньше нам бы показались дичью.
Мы для себя понимаем, что экономить за счёт клиента мы не можем, иначе это будет потеря наработанной репутации (как в ресторане, когда порции становятся меньше, а помидоры пластиковые). С другой стороны и на своих сотрудниках мы сокращать затраты не планируем, так как жизнь по-прежнему становится дороже, а мы хотим планку персонала повышать, а не понижать.
Значит, остаётся единственный путь: скорость, дисциплина и рост инжиниринговой составляющей. Делать больше и быстрее более сложного продукта - без потери качества.
Короче, я считаю, что это даже хорошо, что сейчас происходит. Сильные станут сильнее, слабые умрут.