×
Российский производитель
Написать нам
Английский
ГлавнаяО компанииСтатьи – Осторожно, ФЗ-44!

Осторожно, ФЗ-44!

19.01.2018

Новые правила госзакупок дизель-генераторов: что изменилось и как с этим работать

Осенью 2017-го года в отрасли энергетического машиностроения произошли большие перемены. Импортные дизель-генераторы мощностью 60-315 кВт (код 27.11.31) вошли в список товаров, которые запрещено покупать для государственных предприятий.

Теперь в муниципальные учреждения допускаются только отечественные агрегаты, соответствующие определенным критериям. А это значит, привычная процедура закупок меняется. Каждому, кто приобретает дизельные генераторы для государственных учреждений нужно знать о новых правилах и следовать им, иначе можно стать нарушителем.

Объясняем, как организовать госзакупку дизельных генераторов и не нарваться на штрафные санкции.

Что сказано в законе?

Федеральный закон №44-ФЗ регламентирует порядок закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Всем известно, что согласно этому документу приоритетным фактором в любом гостендере является ЦЕНА. Чем ниже – тем больше у участника шансов на победу. Но не все так просто. Госзакупки машиностроительной продукции дополнительно регулируются еще несколькими официальными документами.

Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Этот документ – один из шагов той самой политики, которую мы называем «импортозамещение». Суть проста – если оборудование, перечисленное в постановлении, закупается для государственных нужд, оно должно быть российского производства. Грубо говоря, цена как фактор выбора остается, но к ней добавляется еще один – ПРОИСХОЖДЕНИЕ.

До недавнего времени в списке значились только транспортные средства и строительные машины: автомобили, тракторы, экскаваторы, прицепы, вагоны. Но все изменилось 13 октября 2017 года, когда вышло Постановление Правительства РФ № 1246. Оно дополнило перечень товаров машиностроения из предыдущего закона установками с двигателями внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия мощностью от 60 кВт до 315 кВт. Теперь государственным и муниципальным учреждениям законодательно предписано покупать дизель-генераторы исключительно отечественно происхождения.

Постановление Правительства РФ от 17 июля 2015 г. № 719. «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации»

Этот закон определяет, какие дизельные электростанции допускаются в госучреждение, а каким дорога туда закрыта. Здесь зафиксированы особые приметы, по которым российский дизель-генератор отличается от заграничного. Более того, эти критерии законодатель постарался сделать преградой для производителей, скрывающих фальсификат за громкой фразой «сделано в России». В списке факторов, влияющих на выбор победителя в гостендерах, появилось еще и КАЧЕСТВО.

Итак, в госзакупках дизель-генераторов на сегодняшний день определяющими являются:

1. Цена самая низкая, как велит ФЗ-44

2. Происхождение только Россия

3. Качество не фальсификат

Какой агрегат следует считать российским?

Поскольку контроль за соблюдением закона ложится на плечи заказчика, разберемся, по порядку: на что обращать внимание.

Вот ключевые требования, к ДГУ отечественного производства.

  • Производитель должен владеть правами на конструкторскую документацию.
    Это требование призвано оградить госучреждения от фирм-однодневок, которые закроются сразу после того, как поставят некачественный агрегат, а также от псевдо-россиян с китайскими корнями. Некоторые недобросовестные производители ДГУ не спешат создавать собственный конструкторский центр. Им легче купить готовые чертежи других компаний, далеко не всегда проверенные и актуальные. А еще проще – работать вовсе без документации, как большинство «гаражей» Вэйфана и Фуцзяня. Никто не сможет поручиться за качество и надежность таких дизель-генераторов, поэтому их нельзя допускать на социально важные объекты.
  • Производитель должен располагать собственным сервисным центром.
    Продать станцию мало, необходимо обеспечить ее сервисной поддержкой. Когда дизель-генератору потребуется техническое обслуживание или ремонт, сервисные инженеры должны незамедлительно приехать на место работы агрегата и выполнить необходимые операции. Если производитель не удосужился позаботиться о создании соответствующей службы – у него нет шансов выиграть в гостендере.
  • Стоимость импортных материалов в составе ДГУ не должна превышать 50% цены станции.
    Российский производитель может использовать для сборки дизель-генераторов иностранные комплектующие, но их стоимость должна быть дешевле готовой установки хотя бы вполовину. Иными словами, двигатель - основная часть ДГУ, влияющая на цену, обязательно должен быть выпущен на территории России. Со временем этот показатель станет еще строже. Так, к 2020-му году сумма иностранных элементов в общей стоимости станции должна составлять всего 30%. Это требование дополнительно защищает потребителей от предприимчивых, но нечистых на руку сборщиков, которые везут из Китая все до последнего болтика, а в России лишь объединяют элементы. Такой способ производства никак не может считаться российским, поэтому закон устанавливает для него категорический запрет на доступ в госучреждения. Никаких двигателей с экзотическими именами, выдуманными, чтобы скрыть иностранное происхождение. Производителей дизельных двигателей в России немного и все они имеют славную производственную историю. Их мощностей хватит для того, чтобы закрыть потребность в основном элементе ДГУ – моторе.
  • Запоминайте марки – иных двигателей в составе дизель-генераторов на гостендерах быть не должно:

    • ЯМЗ-Автодизель (Ярославский моторный завод)
    • ТМЗ (Тутаевский моторный завод)
    • УДМЗ (Уральский дизель-моторный завод)
    • КАМАЗ (Камский автомобильный завод)
  • Сборка и окраска станции, производство опорной рамы, капота, кожуха, контейнера должны происходить на российской площадке.

Организовать полноценное производство просто так, без тщательной подготовки, невозможно. На хороших заводах все процессы отрабатываются годами практики, приводятся в четкую систему, находятся под постоянным контролем, а еще лучше - соответствуют международной системе менеджмента качества ISO 9001. Закон, конечно, не гарантирует, что все ДГУ в РФ производятся на заводах с высоким уровнем производственной культуры, но если производитель стремится прожить на рынке не один день – ему придется работать над этим.

Как отличить российскую ДГУ от псевдо-российской?

Смотри также
Страна сомнений: Путеводитель по китайским ДГУ с «европейским» именем
В статье перечислены надежные производители комплектующих, указаны двигатели, являющиеся заграничными подделками, а также раскрыты китайские производители ДГУ российских брендов.

До принятия поправки к постановлению № 656 не так-то просто было защитить социально важные объекты от низкопробных китайских станций. Они буквально захватили госпредприятия -поставлялись даже в больницы и школы, что крайне опасно! Причина востребованности китайцев - цена, которая, конечно, на порядок ниже, чем у агрегатов отечественного производства. Да и утаить китайское прошлое такого оборудования довольно просто – достаточно продавать его через бренды, зарегистрированные в России.

Теперь в госучреждения допускаются только дизель-генераторы, производители которых сумели документально подтвердить их подлинно российское происхождение. Какие же документы проверить у участника тендера?

Вместе с заявлением на участие поставщик обязан предъявить:

Акт экспертизы. Его выдает Торгово-промышленная палата РФ на основе документов, подтверждающих регистрацию предприятия, факт наличия производственных площадей и изготовления товаров.

Производителю придется преодолеть ряд трудностей для того, чтобы получить этот документ. Он действует только один год и выдается не производителю электростанции, а заинтересованному участнику закупки. Купить один экземпляр, а потом разослать его копию дилерам, не удастся. В общем, горе-производителям этих документов не видать, зато добросовестные участники рынка получат больше шансов выиграть в конкурсах, объявляемых государственными учреждениями.

Можно ли обойти закон?

Как и в любом юридическом документе, в постановлении о запрете на госзакупку есть свои подводные камни. В некоторых случаях иностранные дизельные генераторы все-таки могут просочиться в муниципальные предприятия.

Наряду с российскими электростанциями, государственные учреждения имеют право приобретать ДГУ, собранные на территориях стран Евразийского экономического союза. То есть станции из Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии будут свободно поставляться в госпредприятия. Это не противоречит правилам постановления и не является нарушением закона.

Некоторые заказчики приобретают дизель-генераторы, уже бывшие в употреблении, но отработавшие малое количество моточасов. Формально запрет на госзакупку касается только новых ДЭС, поэтому ничто не мешает организаторам торгов покупать импортные б/ушные станции.

Заказчик может и вовсе не приобретать отечественный агрегат, а взять в лизинг иностранный. Тогда необходимость в соблюдении правил также отпадает, потому что покупается не товар, а услуга.

С одной стороны, клиент не нарушает закон, ведь он не действует вразрез с Постановлением № 656. Но с другой, если это делается специально, чтобы обойти правила документа, контрольные органы имеют право классифицировать действия как нарушение закона.

Какое наказание ждет нарушителей?

Несоблюдение ФЗ-44 влечет за собой все возможные виды ответственности: дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и даже уголовную. Самый распространенный вид наказания для заказчиков – это штраф. Причем сумма колеблется от 3 до 500 тыс. рублей в зависимости от серьезности правонарушения.

Причины начисления штрафа - очевидны. Заказчик допустил к закупке поставщика, продукция которого не соответствует критериям постановления. Или же, наоборот, отказал в участии в тендере производителю, имевшему право претендовать на поставку оборудования в госучреждения. О том, сколько придется платить за конкретные правонарушения, можно прочитать в статьях 7.29-7.32.1 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» № 195-ФЗ.

У кого покупать дизель-генератор?

Смотри также
О производстве ПСМ
Описание и фото всех этапов производства дизельных генераторов
Каталог ДГУ с двигателями ЯМЗ, ТМЗ
от 60 до 400 кВт собственного производства

Единственный способ избежать проблем - выбрать хорошего российского поставщика, чья продукция полностью соответствует требованиям ФЗ-44, а также Постановлениям Правительства. Проблем с компаниями, выпускающими дизель-генераторы, на отечественном рынке нет. Порядка двадцати производителей могут предложить вам качественные агрегаты. Они обладают собственными инжиниринговыми центрами, пристально следят за качеством продукции и в случае необходимости готовы незамедлительно оказать сервисную поддержку. Так что и без иностранных конкурентов вам есть из чего выбрать.

Например, в линейке ПСМ есть дизель-генераторы серии АД «Буран» мощностью от 60 до 400 кВт. Агрегаты, собранные на базе двигателей ЯМЗ и ТМЗ, уже резервируют больницы и школы, административные здания и учреждения культуры.

Закупка ДГУ для государственных учреждений – это ваша ответственность. Бдительно следите за тем, кого допускаете к конкурсу на закупку дизель-генераторов! Неприятных последствий легко избежать, если четко следовать закону.


Проекты ПСМ для госструктур

Автопоезд для МЧС Центрального региона
Дизельные электростанции Россия Россия
Аварийный источник энергоснабжения в 22 городах
100 электростанций для объектов ЖКХ в Югре
Дизельные электростанции Россия Россия
Резервные источники энергии для социально-значимых объектов
19 электростанций для Ракетно-Космической Корпорации «Энергия»
Дизельные электростанции Россия Россия
Энергоснабжение стратегических объектов
Дизельный генератор для Адыгейской республиканской клинической больницы
Дизельные электростанции Россия Россия
Резервное энергоснабжение больницы
3 дизельных генератора для строительства Крымского моста
Дизельные электростанции Россия Россия
Энергоснабжение строительных объектов
Передвижная дизельная электростанция для  МУП «Коммунальные сети г.Новочебоксарска»
Дизельные электростанции Россия Россия
Резервное энергоснабжение городских объектов в случае аварии
2 дизельных генератора для администрации Боровского района Калужской области
Дизельные электростанции Россия Россия
Резервное энергоснабжение жилого комплекса и детского сада
Дизельный генератор для Дорожной клинической больницы станции Хабаровск-1
Дизельные электростанции Россия Россия
Резервное энергоснабжение больницы
Дизельный генератор для администрации Гаврилов-Ямского района Ярославской области
Дизельные электростанции Россия Россия
Аварийный источник питания для различных объектов района
5 дизельных генераторов для районов ЮАО Москвы
Дизельные электростанции Россия Россия
Аварийные источники электроэнергии
Электростанция для космодрома «Восточный»
Дизельные электростанции Россия Россия
Энергоснабжение участка строительства комплекса измерительных средств
4 источника энергии для котельных Камчатки и Чукотки
Дизельные электростанции Россия Россия
Резервирование теплоцентралей в двух самых отдаленных регионах России
Электростанция на службе в таможне
Дизельные электростанции Россия Россия
В составе системы гарантированного энергоснабжения
Энергоснабжение объектов МВД России
Дизельные электростанции Россия Россия
53 электростанций в контейнерном исполнении
Энергокомплекс для исправительной колонии
Дизельные электростанции Россия Россия
Общей мощностью 1 МегаВатт
68 электростанций для УФСИН
Дизельные электростанции Россия Россия
Комплексная поставка электростанций АД-30 в контейнерах
Электростанции для обеспечения экологической безопасности в Челябинской области
Дизельные электростанции Россия Россия
Резервное энергоснабжение в случае чрезвычайных ситуаций


← Все статьи

 
Наверх