×
Российский производитель
Написать нам
Английский
ГлавнаяО компанииСтатьи – Тишина дороже денег: почему не всякий капот защищает от шума?

Тишина дороже денег: почему не всякий капот защищает от шума?

16.05.2016

Электростанция в «шумозащитном» капоте, гудящая как сто тепловозов одновременно… Неприятный сюрприз. Хотя, если по полочкам разобрать обстоятельства покупки, наверняка выяснится, что проблема была предсказуема. Производитель сэкономил на грамотном персонале, на добротных комплектующих, на внушающих доверие материалах. А потребитель вместо качества заплатил за красивые обещания.

К инженерам сервисной службы ПСМ за консультацией то и дело обращаются люди, попавшие в подобную историю. Они просят разобраться: почему их шумозащищенная с виду электростанция на деле - пугает Децибелами. Сервисные службы авторов таких «поделок» дают невнятный ответ. Мы решили не называть имен горе-производителей, а вместо этого составить ликбез. Оболочка, по-настоящему оберегающая от акустического давления, должна соответствовать вполне четким критериям. Покупателям стоит их знать, чтобы впредь не попасть впросак.


1. Конструкция

Толщина и жесткость стен увеличены

Заставить металлическую конструкцию глушить шум от работающего двигателя – задача непростая. К ней нужен серьезный инжиниринговый подход. В хорошем продукте конструкторы продумывают все, начиная с общей геометрии и заканчивая фурнитурой. Если это действительно так, то вы заметите, что даже металл для шумозащитного кожуха выбирается толще обычного - не менее 4 мм. А некоторые элементы кожуха (рама и опорные стойки) и вовсе изготавливаются из стали толщиной 6 мм. К тому же, металл должен обладать повышенным коэффициентом жесткости. Это необходимо, чтобы вибрации двигателя не передавались на стенки капота и не вызывали дребезжания.

Важна и технология сборки. Идеально, если конструкция не предусматривает сварку. Грамотные инженеры всегда закладывают в проект шумозащитных кожухов болтовые соединения деталей. Они позволяют без последствий выдержать вибрации и тепловые расширения.

Делу шумоизоляции служат даже обычные петли и ручки. Они должны быть металлическими, устойчивыми к перепадам температуры и механическим воздействиям. Если вы заметили, что двери «расхлябаны» или оформлены пластиковыми накладками, рассыпающимися от одного прикосновения – есть повод усомниться в добросовестности производителя.


2. Выхлопная система

Глушитель установлен внутри кожуха

Не каждый капот, который по бумагам называется шумозащитным, можно без вопросов использовать в жилых кварталах и зонах отдыха. Разместить оборудование в общественном месте можно, только если его шумозащита работает на всех «горячих точках»: двигатель, выхлоп, вентилятор, система воздухораспределения. Не всегда производители помнят про все перечисленные элементы. Выхлопная система – рекордсмен, регулярно выпадающий из этого списка. Выступающая за габариты капота труба глушителя означает только одно – вы видите перед собой результат технического творчества некомпетентных людей.

Глушитель должен находиться внутри изделия, в специальном отсеке, иначе от него нет толка. Помните: никаких труб на крыше или стенах шумозащитного капота быть не должно. Глушители, размещенные снаружи, и создающие дополнительные вибрации, выглядят так же нелепо как пуговицы, пришитые поверх молнии. Проверьте также, чтобы нагревающиеся элементы выхлопной системы не имели прямого соприкосновения с кожухом, а сам глушитель ни в коем случае не был наглухо приварен к капоту. Нарушение этих правил – грубая ошибка производителя.


3. Внутренняя обшивка

Выполнена огнестойким звукоизолирующим материалом

Пенопластовые панели, минеральная вата, рулонная пробка или даже хуже - безымянный «шумогасящий материал». Все они не годятся для заполнения капотов изнутри. Подавляющее большинство акустических материалов разработаны для строительных целей (как прокладки под паркет или ламинат), а значит, в промышленности применяются не по назначению. Лишь некоторые по своим огнеупорным свойствам подходят для использования вблизи дизель-генераторов. В ПСМ проводились тесты 5 различных покрытий, и выбор был сделан в пользу иностранной марки. По химическому составу – это вспененный полиуретан, пропитанный антипренами, замедляющими горение. Он не нагревается, не разрушается и фактически не горит – выдерживает температуру до +550°. Говоря терминами пожарной экспертизы, этот материал принадлежит к категории Г2 (трудногорючие вещества).

Хорошему шумозащитному материалу не только огонь должен быть нипочем. Мороз, пыль, топливо и химикаты также не должны оказывать на него никакого воздействия. Только это даст вам гарантию, что материал с течением времени не изменит своих свойств, не превратится в источник едкого газа и не запылает от малейшей искры.

Обратите также внимание на толщину и плотность материала. Исследования ПСМ показывают, что толщины в 10-20 мм и плотности в 30-40 кг/м3 обычно недостаточно для эффективной шумоизоляции. Только материал толщиной от 40 мм и плотностью от 70 кг/м3 содержит внутри оптимальное количество открытых пор. Именно они ловят колебания воздуха и позволяют глушить звуки низкого и высокого диапазонов минимум на 20%.

Важен и способ, которым производитель крепит звукоизолирующий материал к стенкам капота. Клей или промышленный скотч в этом случае – худшее решение. Самоклеящийся слой должен быть составной частью самого материала. Обычно он выполняется из акрила и равномерно распределяется по всей поверхности. Только это дает гарантию, что материал будет плотно зафиксирован. Еще лучше, если каждая панель материала помещена в индивидуальный карман, тогда резонировать будет просто нечему.

Как только в следующий раз вы услышите невнятную фразу о гипотетическом «шумогасящем материале» без определенных свойств - сразу требуйте подробных объяснений и сертификатов пожаробезопасности.


4. Вентиляция

Рама глухая, предусмотрены акустические карманы

Звук – это колебания воздуха. Именно воздух, естественным образом проходящий через электростанцию, является переносчиком шума двигателя. Чтобы изделие приобрело шумозащитные свойства, оно должно создавать максимум препятствий на пути воздуха. Поэтому каждую деталь стоит проверить на отсутствие лишних отверстий. В первую очередь это касается рамы - она должна быть глухой. Если между рамой и кожухом есть зазор, даже не мечтайте о качественном поглощении звука. У воздуха, курсирующего внутри, должен быть лишь один способ оказаться на воле - приточно-вытяжная вентиляция. При этом, система воздуховедения должна быть спроектирована особым образом. Так, чтобы создавать два независимых воздушных канала: для двигателя и для генератора. Четкое разделение потоков воздуха позволит рассеить шум по внутреннему пространству кожуха.

На месте входа и выхода воздуха обязаны присутствовать карманы шумоглушения – полые акустические камеры. Они захватывают воздух, направляют его по строго заданному пути и гасят звуковые колебания, возникающие от вентилятора и глушителя. Определить, есть ли в капоте шумозаглушающие карманы можно даже на глаз. Они зрительно удлиняют и трансформируют правильный прямоугольный параллелепипед обычного капота. Если вы не замечаете никаких конструктивных доработок в исполнении электростанции – берегите свои уши, оказавшись поблизости.

Уточните, каким образом настроен выпуск воздуха в кожухе. Ответ должен быть однозначным – исключительно вверх. К сожалению, этим правилом производители пренебрегают чаще всего. Хотя очевидно, что звук, направленный выше человеческих рецепторов, становится менее ощутимым.


5. Испытания

Для капота доступны данные акустических испытаний

Каждый шумозащитный кожух должен быть испытан. Это наглядное доказательство того, что он – не бесполезная железка. Шумовое давление работающего дизель-генератора измеряют шумомером на точках, отдаленных от объекта на 5 и 10 метров. Запросите у производителя протоколы испытаний, зафиксировавших показатели прибора на контрольном расстоянии.

Уровень шума вблизи электростанции колеблется в зависимости от ее мощности. Но не смотря на это, в любом случае кожух должен работать по единой схеме - снижать уровень шума, исходящего от работающей установки, до допустимого уровня. Установленная строительная норма - 80 Дб. Соответственно, агрегат в кожухе должен работать тише этой нормы. Только в этом случае он поможет вам выполнить 10-й пункт СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки» (помещения, в которых установлены механизмы, вырабатывающие энергию).

6. Цена

При сравнении с обычным капотом, цена шумозащитного - заметно выше

Всегда обращайте внимание на цену и ее соотношение с другими пунктами прайс-листа. Это самый простой способ определить, что вам продают: качество или халтуру. Кожаный диван по определению не может стоит столько же, сколько обитый тканью. Так и настоящий шумозащитный капот обязан быть дороже обычного. И не на 30 000 рублей - это просто смешно. Такой суммы недостаточно даже для приобретения качественного шумоизолирующего материала.

В стоимость кожуха кроме материалов всегда входят цена изначальной инженерной разработки, а также набор функций, которые неизменно сопутствуют защите от шума. Речь идет о вынесенных кнопках управления, смотровых окнах и прочих деталях. Они не сказываются на звукоизолирующих свойствах металлической оболочки, зато позволяют работать с техникой, не открывая кожуха.

В среднем разница в цене между обычным кожухом и кожухом, защищающим от шума, составляет 100 000 рублей и даже больше. Не верьте мнимым историям про бережливость. Не заплатите сейчас – это придется сделать позже, когда некачественный капот развалится, сгорит или просто будет действовать на барабанные перепонки.



← Все статьи

 
Наверх